Библиотека думающего о России www.patriotica.ru

Разделы

 

Темы материалов

 

Помощь


Вы здесь:   Главная / Самосознание и вера /

Протоиерей Иоанн Восторгов

Россия и Восток

(с сокращениями)
«Наш современник», N6, 2000

В 1891 году, еще будучи Наследником Цесаревичем, будущий Государь Император Николай II Александрович посетил город, носящий прообразовательное имя "Владеющего Востоком", что имело не только политическое и экономическое значение, но, в первую очередь, глубокий религиозный смысл. Пройдет всего несколько лет, и этот смысл раскроет в своем замечательном Слове, так и названном "Россия и Восток", протоиерей Иоанн Восторгов. Вернувшись из поездки по Востоку, он произнес это Слово 14 мая 1909 года в Кафедральном соборе Владивостока в день Священного Коронования Государя Императора Николая II Александровича.

Отец Иоанн Восторгов (1867—1918) был известным миссионером и пламенным проповедником. Последнее место службы — Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Его богослужения проходили при огромном стечении народа, и прямо с Красной площади отец Иоанн обличал власть безбожников, засевших в Кремле. В 1918 году расстрелян на Ходынском поле.

...Наше мировое положение и мировое призвание неоспоримы. Мы поставлены географически на грани двух стран света, двух миров, двух цивилизаций, в ясном сознании всего прошлого в истории человечества, и в предчувствиях чего-то таинственного, что кроется в загадочных странах и народах Востока, пред которым мы стоим одни из всех европейских народностей прямо и непосредственно, лицом к лицу. По временам мы слышим на Востоке какие-то глухие раскаты громов, мы видим прорезывающие тьму молнии, мы предчувствуем какие-то назревающие мировые события. Кто, как не мы, по географическому положению и по историческому призванию, должны встретиться первыми с этими грядущими событиями? (...)

И вот в самую тяжелую и важную пору, когда мы должны были сознавать наше мировое религиозно-миссионерское призвание, попущением Божиим и действием дракона-дьявола, потемнились очи у многих образованных сынов нашего народа, слово которых является учительным и руководительным для многих: мы стали отрицать и отвергать значение и Востока, и Великого Океана для России, мы забыли не только наше религиозное назначение, но даже то, что хотя бы в самом узком смысле слово "культура", русский народ — ученик пред Европой, является учителем пред Востоком, мы забыли, что в этом последнем смысле Сибирь — наша гордость, как Америка для Европы: "В стране, — говорит один известный ученый (синолог Васильев), — от сотворения мира не видавшей оседлости, мы посеяли первые семена цивилизации, внесли свет Христов, при-чем нам было безмерно труднее, чем Европе, ибо мы боролись с суровым климатом и естественными преградами". Но если прежде Сибирь без Амура и его устья была недоконченною, то теперь, при изменившихся политических обстоятельствах, она является недоконченною без Владивостока и открытого выхода к Великому Океану. Как прекрасно поступали здесь наши еще не столь далекие предки! Сознательно ли или бессознательно, но и простые и необразованные русские храбрецы Хабаровы, Дежневы и им подобные, предшественники нынешних переселенцев, стремились по этому историческому пути к океану, и везде, где они ни появлялись, они прежде всего были православными христианами, носителями света Христова. "Первые русские поселенцы в Сибири, — говорит другой ученый (Словцов, "Историческое обозрение Сибири"), — были в ней первыми христианами. Общим правилом тогдашних сибирских насельников было: где зимовье ясашное, там и крест, а впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка; где город, там управление воеводское, огнестрельные снаряды — и монастырь, кроме церкви".

Чутье народа, издревле живущего в лесах и сухопутье, а между тем в песнях и былинах воспевшего океан-море, стремление его к океану, и прежде, и в наши дни выражающееся в огромных переселенческих передвижениях в Сибирь, чутье народа его не обманывало. Оно ему ясно подсказывало, что без обладания свободным выходом к океану ему не исполнить своей мировой задачи, а это для народа значит — не жить, умереть. (...)

Чем быть России и русскому народу? Если народом мировым, то ему нужен Великий Океан, и тогда понятно, что значит для нас Восток и Владивосток. Если народом-данником, то он может без сожаления оставить берега Великого Океана... Вот почему, быть может, в истории России не было войны более важной по идейному значению в мировых судьбах, по замыслам и стремлениям, как последняя война Русско-Японская. Русская интеллигенция этого не поняла, русская, так называемая передовая, печать этого не уразумела, и вот началась травля всех и всего, что было причастно к этой войне, которая была объявлена "авантюрной"; начались наивные уверения, что нам ничего на Дальнем Востоке не нужно, что у нас и без того земли много... Развращался народ, развращались войска, под крики, злорадство при виде наших неудач, от прокламаций, бунтов, революции воцарилось общее уныние, война окончилась неудачно, состояние растерянности и теперь царит всюду.

Отчего все это? Ответим искренне. Оттого, что мы забыли и перестали даже ценить свое мировое религиозно-миссионерское предназначение. Если Дальний Восток и Океан — наша конечная цель, если мы здесь ищем только государственной и экономической мощи, как чего-то самодовлеющего, — то нечего и жалеть, что мы опозорены и отброшены. Тогда мы достойны своей судьбы. Надо возвратиться к смыслу, к доброму смыслу наших предков: мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа. Но тогда идите с тем религиозно-нравственным началом русской государственности, о коем говорит Священное Коронование царей на царство; тогда идите в осенении идеального начала боговластия в царстве русском, а не языческого народовластия, то есть человекообожения, которое слышится в преклонении пред правом, пред силою и голосом так называемого большинства, вместо правды Христовой, вовсе не зависящей от пресловутого этого большинства; тогда идите с Крестом и Евангелием, с храмами и монастырями, с христианскою верою и жизнью, как было встарь, а не с одними железными дорогами, крепостями, войсками, торговыми предприятиями и воеводским правлением. Тогда приветствуйте переселение сюда русского народа, его стихийное движение на Восток к Океану, но давайте прежде всего переселенцу устроение церковного быта, удовлетворение нужд и потребностей религиозных; тогда идите, как встарь, в союзе веры и жизни, веры и знания, церкви и государства.

Отошли мы от этого — и наказаны. Возвратимся к этому — и все возвратим себе: и силу, и славу, и потери все вернем, и сверх сего приобретем...

Слово Христово не пройдет мимо: скончаются времена язычников, и Евангелие будет проповедано всему миру. И проречение Апостола сбудется: "В царство Христово войдет полное число язычников". Но горе, горе нам, если все это случится не через нас по отношению к Востоку и даже вопреки нам. Тогда мы не исполним нашего предназначения мирового и, следовательно, отречемся от жизни; тогда наш народ будет как раб неключимый и негодный, злой и неблагодарный, зарывший талант свой в землю. Ему и приговор евангельский, пророческий: "Он будет бит — бит много". Тогда исполнится слово Христово: "Отнимется у вас царство и дастся народу иному, творящему плоды его". Тогда исполнится страшное слово песни церковной, воспеваемой в день воспоминания предательства Иудина и смерти Христа: "Людие мои, что сотворих вам? Или чим вас стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих... людие мои, что сотворих вам и что Ми воздасте? За манну — желчь, за еже любите Мя, ко кресту Мя пригвоздисте! К тому не терплю вас прочее; призову Моя языки и тии Мя прославят со Отцем и Духом и Аз им дарую живот вечный..."

Воистину, все это можно будет сказать о России, в которой христианство, действительно, просветило слепоту, очистило дикость и духовную проказу народа.

Да не будет этого с нами, братие. Пусть приведенное слово Церкви, устрашая нас, служит только предупреждением от роковых ошибок и падений.

Стойте здесь на грани России пред лицом врага; стойте на этой твердыне Владивостока; стойте перед лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом, и тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями, а не как со смертельными врагами и хищниками. И не в крови и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока... Тогда исполнится мировое призвание России и та глубокая идея русской Христианской государственности, которая заключена в Священнодействии Коронования Царя на Царство. Аминь.


Автор:
Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов


Смотрите тему:
Геополитика


Вы здесь:   Главная / Самосознание и вера / Россия и Восток

Новости библиотеки
e-mail:

Рейтинг@Mail.ru HotLog