Библиотека думающего о России www.patriotica.ru

Разделы

 

Темы материалов

 

Помощь


Вы здесь:   Главная / Враги /

Сергей Корнев

Клетка для сумасшедших

Есть ли альтернатива мировой войне?

"Интеллектуальный долг - утверждать невозможность войны. Даже если ей не видно никакой альтернативы." Умберто Эко

I. Кто остановит Четвертый Рейх?

НАТО против Европы

Если бы Гитлер, Муссолини и другие нацистские преступники дожили до сегодняшнего дня, они бы громко аплодировали тому, что сейчас происходит в Европе. Югославский народ, который не могли сломить фашисты во время второй мировой войны, сегодня пытаются растоптать внуки и правнуки тех солдат, которые вместе с ним когда-то боролись против фашизма. А вся Европа дружно заходится в экстазе от этой милитаристской паранойи. На глазах у всего мира происходит садистское издевательство над целым народом, и чтобы еще больше подчеркнуть цинизм происходящего, это издевательство оправдывают какими-то параноидальными заклинаниями о "гуманитарных бомбардировках". До подобного "оправдания" не могла додуматься даже геббельсовская пропаганда.

Миротворческой и правозащитной риторикой пользовались агрессоры всех времен и народов, включая Гитлера и Наполеона, но, несмотря на весь цинизм, фашисты прежних времен все-таки стыдились своих преступлений и по возможности их скрывали, - им не хватило наглости назвать свои "художества" в Польше, России и той же Югославии "миротворческим геноцидом" или "гуманистическим холокостом" и преподносить своим жертвам как образец человечности.

Только сумасшедший может рассуждать о каких-то позитивных следствиях этой военной расправы. С точки зрения нормальной человеческой логики заранее было ясно, что она не принесет никакой пользы ни американцам, ни европейцам, ни тем более "защищаемым" НАТО косовским албанцам, земля которых окончательно превратилась в поле боя, и скоро, видимо, будет напоминать Сталинград в 42 году. Печально, что в конце XX века, после страшного опыта мировых войн и локальных конфликтов, кто-то еще не понял, что война не может служить "инструментом хирургического вмешательства", что у этого "инструмента" такое количество побочных эффектов, которое сводит к нулю любые "позитивные результаты". У войны есть собственная логика развития событий, контролировать которую не способен ни один из ее инициаторов. И как раз инициаторам войны чаще всего приходится платить по счетам. Типичный пример этой непреоборимой логики - внезапное начало Первой Мировой войны и бесконечная череда ее последствий, в числе которых было несколько революций, развал великих империй, нацизм и следующая мировая война. "Как бы ни проходила новая война, она, спровоцировав хаотичное перемещение загрузок, по существу не отражающее волю противников, завершится опасной политической, экономической и психологической нестабильностью с проекцией на грядущие десятилетия и не ведущей ни к чему иному, кроме как к "воинственной политике"." (Умберто Эко, "Осмысляя войну") Одно из свершившихся последствий этой агрессии - полная дискредитация ООН и конец послевоенного мирового порядка. ООН потеряла лицо уже в декабре, когда не смогла предотвратить бессмысленную бомбардировку Ирака. Сегодня на ООН окончательно поставлен крест. А это значит, что нет больше никаких реальных преград для нового передела мира, для новой мировой войны. Переговоры, согласие, справедливость, цивилизованные формы решения мировых проблем - все это осталось в прошлом. Еще не так давно была надежда, что в сфере межгосударственных отношений, точно так же, как в гражданском праве, самосуд и кровная месть уступят место цивилизованным правовым процедурам. Сегодня в мире снова правит голая сила и военная стратегия, как это было большую часть человеческой истории. Снова в ходу террористический принцип "лучше покарать десять невиновных, чем упустить одного виновного". Снова, как и во времена древних римлян, Чингисхана, Гитлера, целые народы "наказываются" и стираются с лица земли за провинности (реальные или вымышленные) их лидеров.

Самое страшное последствие подобных акций - их влияние на сознание людей. Из сознания европейцев окончательно вытравливается антивоенный иммунитет, который они выстрадали в ходе чудовищных катаклизмов первой половины века и который удерживал Европу от войны 54 года. Если нынешнее поколение европейских политиков пошло на поводу у США и решилось прибегнуть к агрессии только после долгих колебаний, то их дети будут воспринимать войну, насилие, агрессию как нормальное, или даже единственное, средство решения проблем. Я уж не говорю о сознании подвергшихся бомбовым атакам жителей Югославии и миллионов сочувствующих им россиян, которые в течение нескольких поколений будут считать американцев и западных европейцев своими смертельными врагами. Интересно, как это может помочь делу создания единой Европы? Видимо американцы, присутствие которых в Европе с концом холодной войны потеряло всякий смысл, сознательно хотят превратить Европу в кипящий котел, чтобы воспрепятствовать ее объединению и снова разделить на два враждующих лагеря.

Логика войны

Понять сегодняшние события можно только исходя из логики безумия, из логики, где царствует насилие и произвол. С точки зрения поисков мира, согласия, компромисса, действия Запада не имеют никакого смысла. Аргументы НАТО могут выглядеть убедительными только с точки зрения маньяков-генералов, которые живут в мире военно-стратегических игр. Единственным последствием этих ударов может быть только эскалация конфликта, потоки беженцев из зоны военных действий, втягивание в конфликт соседних государств. Точно так же абсурдно предполагать, что эта атака как-то ослабит положение ненавидимого Западом Милошевича (кстати, всенародно избранного и легитимного лидера), - наоборот, следует ожидать эскалации национализма и усиления наиболее радикальных и непримиримых деятелей (как случилось, например, в Ираке). "Лечить" конфликт, подобный косовскому, ракетно-бомбовыми ударами, это все равно что разгонять тучи над городом с помощью ядерных взрывов.

Печально, что даже российские средства массовой информации часто следуют в русле натовской пропаганды. Если кто-то озабочен судьбой национальных меньшинств, то вот, в границах НАТО живет многомиллионный курдский народ, против которого в Турции ведется настоящая война, настоящий геноцид, - пожалуйста, разберитесь сначала в своем собственном доме, а потом идите учить других. А где натовские политики были во время массового исхода сербов из Хорватии и Боснии? Вот это действительно была гуманитарная катастрофа, когда сотни тысяч людей, в том числе женщин и детей, были изгнаны с родных мест и под обстрелом пробирались в Сербию.

Несмотря на ряд взаимных ошибок, ни сербский, ни албанский народы не виноваты в обострении этого конфликта. До нынешней остроты конфликт был искусственно разогрет вмешательством внешних сил. Без активной моральной и материальной поддержки, которую Запад оказал экстремистской части албанских политиков, без участия западных спецслужб, без финансовых вливаний, без поставок оружия, дело никогда бы не дошло до партизанской войны. Межнациональные трения приняли бы обычную для европейских стран форму умеренной фронды, которая хоть и перемежается отдельными вспышками экстремизма, но в конце концов имеет тенденцию к компромиссу (пример - ирландцы в Ольстере, баски в Испании, - и, кстати, русские в Эстонии и Латвии). Поэтому все жертвы этого конфликта, включая жертвы со стороны албанских боевиков и мирного населения Косово, лежат целиком на совести тех внешних сил, которые раздули этот конфликт, - то есть на совести западных политиков, и лично на совести Клинтона, Олбрайт, Ширака. Они бессовестно воспользовались национальной трагедией двух народов, чтобы за их счет осуществить свои безумные геополитические планы. Кстати, прием искусственного разжигания межнациональных конфликтов, для оправдания последующей оккупации, впервые был опробован Гитлером: защитой немецкого меньшинства оправдывали фашисты расчленение и последующую оккупацию Чехии и Польши. В этом аспекте современные западные политики выступают прилежными учениками Гитлера.

Действия НАТО становятся объяснимыми только исходя из логики войны, как подготовка к грядущему противоборству с Россией. Тогда действительно все становится на свои места. Опасаясь, что Россия скоро усилится и будет вести более независимую политику, они хотят напоследок урвать от нее как можно больше кусков, максимально изолировать ее, уничтожить ее потенциальных союзников. Долговременная атака на Югославию, проводимая в течение 90-х годов, приобретает особенно ясный смысл после вступления в НАТО Польши, Чехии и Венгрии. Сегодня Югославия осталась у НАТО в глубоком тылу, она нарушает единую линию натовской обороны на востоке. А поскольку Югославия имеет выход в Средиземное море, натовскими стратегами она, видимо, рассматривается как возможная база для российского флота в этом регионе. Чтобы замкнуть средиземноморский регион, чтобы отодвинуть границу с Россией далеко на восток, им нужно уничтожить этот российский анклав. Косово дело не ограничится, - после Косово найдут повод, чтобы отрезать от Югославии другие куски (Черногорию, Воеводину). Дружественная России Югославия с точки зрения НАТО вообще не имеет права на существование.

Словом, поведение западных политиков выглядит вполне целесообразным - с точки зрения логики грядущей войны, логики глобального самоубийства. Так, через полстолетия после крушения Третьего Рейха, Европа вдруг обнаружила себя в объятиях у Четвертого Рейха, еще более страшного, коварного и циничного. Конечно, когда-нибудь европейцы это поймут, очнутся и будут вспоминать эти годы как нелепый кошмар, - но пока на их разум и добрую волю полагаться не приходится.

Наивно полагать, что аппетиты Запада ограничатся только Югославией или Ираком, а Россия сможет отсидеться в кустах. Агрессия имеет свою собственную логику, и если агрессору не поставить преграду, он становится все наглее и постепенно отказывается даже от тени приличия. Это хорошо показала история Наполеона и Гитлера. Кто, например, думал в 1799 году, что Наполеон соберет силы всей Европы и дойдет до Москвы? А через 13 лет Москва горела, как горят сейчас сербские города и села. Точно так же и в 30-е годы нашего века все надеялись, что, проглотив очередной кусок, Гитлер наконец успокоится, - но попустительство только разожгло его наглость. Миф о том, что "нас это не касается", - самый опасный миф в конце XX века. Сегодня мир стал более единым и связанным, чем когда-либо прежде, чем это было во времена Наполеона и Гитлера, и поэтому агрессия, творимая в самом дальнем его уголке, касается нас самым непосредственным образом, - рано или поздно ее последствия рикошетом ударят по нашей стране.

Что ожидает Россию?

Сегодня многие, указывая на нынешнюю слабость России, советуют не обращать внимания на экспансию Запада, или, по крайней мере, не предпринимать никаких активных мер. Они предлагают пока забыть о союзниках, об активной внешней политике, а вместо этого ограничиться защитой только собственных границ и спокойно заниматься внутренними проблемами. На первый взгляд, в этих рассуждениях есть много разумного. Есть только одно сомнение: позволят ли России вести эту спокойную жизнь?

Ситуация в мире такова, что Россия все больше и больше теряет способность вести независимую самостоятельную политику. Наша экономика в упадке, военная техника стареет, ухудшается демографическая ситуация. Вряд ли что-то радикально изменится в ближайшие несколько лет. С каждым годом у наших политиков остается все меньше свободы маневра, скоро на Западе с Россией совсем перестанут считаться, и даже в мелочах нам придется следовать в русле западной политики. Перед страной встает предельно жесткая дилемма: нужно либо совсем капитулировать перед Западом, отказаться от собственной внешней политики, вступить в НАТО и играть роль регионального натовского жандарма, либо срочно искать противовес Западу, создавать блок из мощных азиатских держав, таких как Китай, Индия, Иран, арабские страны, который бы хоть как-то уравновесил давление Запада и дал бы России возможность маневра. Зависнув посередине между этими двумя альтернативами, т.е. пытаясь противодействовать Западу в одиночку, как сегодня, Россия рискует потерять и суверенитет, и территориальную целостность.

Радикальные западники утверждают, что оптимален именно первый путь - полное слияние с Европой и приобщение ко всем ее благам и достижениям. Действительно, такой выход был бы возможен, если бы Россия была маленькой компактной страной, расположенной где-нибудь в центре Европы, как Польша или Чехия. Тогда России можно было бы сосредоточиться исключительно на своих внутренних проблемах, а внешнюю политику целиком передоверить правительству единой Европы. Однако Россия - это страна, расположенная по преимуществу в Азии, и самой своей географией навечно вовлеченная в азиатские проблемы и конфликты, вынужденная заботиться об охране своих бесконечных азиатских границ. Жизненно важные азиатские интересы России неизбежно будут вступать в противоречие с экономическими и политическими интересами европейских стран и Америки. Даже история XIX века, когда никакого идеологического противоборства между Россией и Западом не было, дает нам достаточно много примеров, когда интересы России в Азии жестко сталкивались с колониальными интересами Англии и Франции (не говоря уж о Турции).

Если внешняя политика России подпадет под контроль Запада, она потеряет свободу маневра на своих азиатских рубежах, и тогда давление на наши границы со стороны исламских стран и Китая многократно усилится. Чеченский вариант - это только слабая тень того, что может произойти. Сегодня отношения с азиатскими странами нам поддерживать относительно легко, потому что они рассматривают Россию как потенциального союзника, как противовес Западу, как своего заступника в ООН, заинтересованы в российских технологиях, и поэтому ведут в отношении России более дружественную политику. Но если Россия намертво свяжет себя с Европой и Америкой и станет послушным проводником воли Запада, отношение к ней арабских стран, Ирана, Китая, Индии радикально изменится. Тогда вся ненависть, которую испытывают к Западу народы Азии, обрушится именно на Россию, как на ближайшую к ним и наиболее уязвимую для атаки западную страну. Россия, расположенная в самом сердце Азии, станет для них врагом номер один, будет рассматриваться как форпост Америки и Европы. Она превратится в "восточный бастион" Европы, в поле боевых действий между Западом и Китаем, Западом и исламским миром, и одновременно - в желанную добычу. Конечно, Америка и Европа ее защитят - примерно так же, как сегодня "защищают" Косово, - скажем, сбрасывая ядерные бомбы на прорвавшиеся к Уралу и Москве танковые колонны.

Для нашей страны солидарная политика с Китаем, с Ираном, с Индией, с арабскими странами - это не прихоть партийных политиков, а вынужденная мера, условие национального самосохранения. Россия могла бы стать частью единой Европы только в одном случае - если бы столица единой Европы располагалась в Москве, а вся азиатская политика Запада определялась целиком Россией. Понятно, что такого не будет, что в единую Европу Россию пустят только на положении младшего партнера, что азиатскую политику Европы будут диктовать из Брюсселя и Вашингтона, и на первом месте там будут стоять не интересы России, а интересы западных корпораций.

Те, кто мечтают сегодня о безоговорочном присоединении к НАТО, должны понимать, что влиться в единую Европу Россия может только по частям. Она слишком серьезно завязла в Азии, и, потеряв свободу маневра, превратится в арену самой настоящей войны между своими соседями. А российские солдаты превратятся в пушечное мясо, защищая интересы западных корпораций. Блок с НАТО - это путь к мировой войне, к постепенному распаду России и уничтожению населяющих ее народов. И наоборот, путь мира и выживания - это общий блок защищающих свою суверенность развивающихся стран, который мог бы уравновесить давление Запада. Свою независимость и территориальную целостность Россия может сохранить только поддерживая планетарный баланс сил.

Как политикой помочь экономике

Часто приходится слышать рассуждения, что, прежде чем вести активную внешнюю политику, нужно навести порядок в собственном доме, создать соответствующую экономическую базу, а пока о внешней политике лучше совсем забыть. При этом молчаливо предполагается, что внешняя политика - это нечто постороннее экономике, не находящееся с ней в самой прямой связи. Не трудно догадаться, что эта идея справедлива только в случае полного экономического изоляционизма, если же страна хоть как-то вовлечена в мировой рынок, внутриэкономическая ситуация будет жестко зависеть от ситуации в мире.

Типичный пример - падение цен на нефть, в результате которого Россия потеряла гораздо больше средств, чем надеется получить сегодня от западных кредиторов. Когда влияние России в мире упало, Запад поставил под свой полный контроль регион Персидского залива и сбил цены на нефть. Результат налицо: сегодня американская экономика вступила в полосу невиданного процветания. И наоборот, дестабилизация удобной для Запада ситуации в Персидском заливе и выход арабских стран из-под американского контроля приведет к прямо противоположному эффекту: цены на нефть резко поднимутся, Россия окажется в выигрыше, а западным корпорациям придется считать убытки.

Другой пример, иллюстрирующий, что в едином мире экономика напрямую зависит от внешней политики, - экспорт вооружений. Для России это сейчас почти единственный способ зарабатывать деньги за счет высокотехнологичной и конкурентной продукции. Но мировой рынок вооружений полностью контролирует Америка, за счет политических механизмов, оказывая давление на подвластные ей страны (как это показала, например, история с Малайзией). Из-за просчетов во внешней политике Россия потеряла и рынок Восточной Европы, и множество рынков в развивающихся странах, которых американцы, втягивая в орбиту своего военно-стратегического влияния, разными мерами вынуждают покупать свое оружие. В результате Америка финансирует свой военно-промышленный комплекс за счет всего мира, а нам не хватает средств даже на перевооружение собственной армии. Ту же картину мы увидим, если бросим взгляд на ситуацию в целом. Манипулируя механизмами международного финансового рынка, Запад искусственно занижает цены на сырье и выкачивает средства из третьего мира. Известно, что в 90-х гг. вывоз капитала из развивающихся стран (в том числе - в виде процентов по старым кредитам) превышает ввоз. Из одной России было вывезено, по разным подсчетам, от 200 до 700 млрд. долларов, что многократно перекрывает все полученные от Запада кредиты. Получается абсурдная ситуация: экономика беднейших стран кредитует экономику самых богатых, и они же еще остаются должны. Наиболее абсурдно эта ситуация выглядит в России, когда российские компании, зарабатывая средства, скажем, на экспорте сырья, вкладывают заработанные деньги в западные банки, т. е. снова возвращают их в экономику Запада. Получается, что выкачиваемое из России сырье Западу вообще ничего не стоит. Примерно такой же механизм работает и в других развивающихся странах, где Запад, так же, как и в России, активно поддерживает удобные для себя режимы. Наибольшее искусство в этом выкачивании средств проявляют американцы, вовлекая другие страны в систему мирового доллара, который инфлирует со скоростью 5% в год, и собирая таким образом со всего мира огромный косвенный налог. А когда развивающимся странам, несмотря на этот грабеж, все же удается добиться какой-то стабилизации, Запад провоцирует финансовые кризисы и снова сбрасывает их на дно.

Понятно, что никакое догоняющее развитие в этой ситуации невозможно. Мировая финансовая система представляет собой инструмент для высасывания средств из третьего мира, так что бедные становятся еще беднее, а богатые - еще богаче. "Невидимая рука рынка" отнимает последнее у нищих и отдает все богатым. Экономики развитых стран играют роль великовозрастных хулиганов на детской площадке. Заметим, что сама западная экономика развивалась в тепличных условиях, за счет колониального ограбления других стран, и никаких сверхразвитых центров, которые бы с ней конкурировали и подавляли ее, тогда не было.

Пока страны третьего мира не объединятся, чтоб сломать эту систему, им надеяться не на что. Выкарабкаться из экономической пропасти они могут только создав международный контр-рынок, своего рода "детскую экономическую площадку", защищенную жесткими протекционистскими мерами от экспансии западных стран, где формы обмена и формы кредита будут максимально благоприятны для беднейших партнеров. В отношении Запада они должны вести себя как экономическое целое, диктуя ему цены на сырье, разрушая механизмы финансовой эксплуатации и т.д., - словом, реализуя в масштабах третьего мира нечто вроде монополии внешней торговли. Понятно, что без политического и военно-стратегического блокирования при этом не обойтись, поскольку Запад пойдет на любые, самые подлые меры, чтобы предотвратить этот процесс.

II. Исцеление от Запада

Обычно "Западом" называют не только определенную геостратегическую конструкцию, но и вообще всю совокупность народов и культур Европы и Америки, рассматривая ее как некую неделимую целостность. Многих этот тотальный подход заставляет производить насилие над собственным разумом и, в зависимости от симпатий, принимать или, наоборот, отрицать все без разбора аспекты западной цивилизации. Одни по этой причине пытаются оправдать безумие, охватившее сегодня Европу и Америку, отыскивают в нем какой-то здравый смысл и добрую волю, ссылаясь на то, что эти страны являются "самыми прогрессивными и передовыми" на планете. Другие, по той же причине, начинают считать войны, конфронтацию, грубую и корыстную внешнюю политику чем-то нормальным и оправданным, и призывают брать пример с НАТО и США. Третьи, отрицая политику Запада и западную экспансию, переносят свою ненависть вообще на все европейское и американское, в том числе и на высокую культуру старой Европы. Чтобы избежать этих крайностей, нужно различать, с одной стороны, позитивные аспекты европейской культуры и, с другой стороны, некую форму одержимости, которую принято называть "Западом", и к которой, по некоторым причинам, предрасположены лидеры западных стран. Народы Европы и Америки - такая же жертва Запада, как и остальные народы мира. Западную инфекцию, которая затемняет их разум и толкает на преступления, нужно изгнать, как изгоняют болезнь или злого духа.

Утраченные иллюзии

Во времена холодной войны западная пропаганда выставляла Запад как невинную жертву, а все мировые проблемы вешала на своих противников. И вот, в конце 80-х Западу был предоставлен уникальный шанс доказать на практике свою добрую волю, свое стремление к стабильному и справедливому мировому порядку. В течение целого десятилетия Запад имел полную свободу действий - и мы увидели, что риторика времен холодной войны была всего лишь риторикой. Интересам мира как целого западные правительства предпочли свои сиюминутные экономические и геополитические интересы и, не задумываясь о последствиях, разрушили систему международной безопасности, которая препятствовала их планам. Временное ослабление России они использовали для того, чтобы нажиться за ее счет, выкачать ресурсы из ее экономики и урвать лишний кусок от мирового пирога. Совсем не случайно, не по ошибке и не по наивности, здесь в России они в течение многих лет оказывали бесстыдную поддержку самому деструктивному из всех возможных режимов.

Последние события заставляют радикально переосмыслить поведение западных стран после второй мировой войны. Они недвусмысленно показывают, что подлинное отношение Запада к другим странам все это время оставалось таким же, каким оно было во времена колониализма. Курс на согласие и примирение, уважение к международному праву, к авторитету мирового сообщества, для них были всего лишь риторикой, вынужденными правилами игры, на которые они наплевали в первый же удобный момент. Наметившееся во второй половине XX века движение к миру, где господствует право, гуманность, здравый смысл, имело только одну действительную причину - политическое, экономическое и военное могущество, которым обладал антизападный блок. Все позитивные моменты мировой политики после второй мировой войны - это исключительная заслуга России и поддерживавших ее стран и народов.

Впрочем, все это можно было бы предугадать заранее, поскольку такие понятия, как "справедливость", "гуманность", "правда", органичные для русской культуры, не могут быть глубоко укоренены в западной системе ценностей, - это лишь поверхностные заимствования с Востока. Западные люди так и оставались бы циничными варварами, обезьянами с технотронным оружием, если бы не пришедшее с Востока христианство, которое их отчасти окультурило, - хотя и осталось для них внутренне чуждым и претерпело на западной почве самую чудовищную трансформацию. Истинное лицо западной цивилизации вылезало из-под маски в целом ряде эпизодов истории Запада, от колониализма до нацизма. Многие западные мыслители (Макиавелли, Ницше, Клаузевиц и др.) под тонкой пленкой христианства сумели нащупать истинную философию Запада - ту философию, по которой он живет на самом деле.

В свете нынешнего отрезвления, внешняя политика, которую вели руководители нашей страны на протяжении 90-х, выглядит как цепь национальных предательств. На самом деле, кроме предательства, там было много обычной глупости, детской доверчивости, благодушия. В конце 80-х не только простые люди, но и многие политики принимали за чистую монету тот образ Запада, который подсовывала западная пропаганда. В этом смысле последнее десятилетие все же не прошло даром: у нашего народа по крайней мере выработался иммунитет к западной пропаганде. Россия все равно восстановит свои позиции в мире, а Западу свою совесть не отчистить уже никогда. Народы мира постепенно начинают понимать разницу между русской и американской манерой лидерства. Конечно, советское руководство антизападным блоком в 50-70 годы сопровождалось рядом ошибок и издержек (вызванных в основном идеологическими причинами), - но это все-таки были ошибки и издержки, а не злая корыстная воля, которую демонстрируют нам сегодня лидеры Запада.

Одержимость Западом

Начиная с XVIII века в России культивируется романтическое отношение к Западу. Во многом это связано с общим мифом последних нескольких столетий, когда история человечества отождествляется с западной историей, а западная цивилизация рассматривается как завершающая фаза в развитии человеческой культуры. Такая идеализация, несмотря на некоторое смещение акцентов, продолжалась даже в советский период, даже в эпоху жесткой конфронтации с Европой и Америкой. А в последние годы Запад выставлялся не только как пример для подражания, но чуть ли не как единственный источник света и прогресса для всего человечества, как "луч разума и гуманности" на фоне "косного и дикого Востока". Как будто Христос, Будда, Сократ и Конфуций с Лао-цзы тоже пришли откуда-нибудь из Англии или Америки.

Между тем, достаточно открыть учебник истории, чтобы увидеть, что вся история Запада - это непрерывная череда преступлений, злодейств, геноцида над народами всего мира. Запад является "самой передовой цивилизацией" вот уже пять столетий, и именно на этот период приходится основное количество совершенных им зверств и преступлений. Уничтожение древних цивилизаций Африки и Америки, рабство и колониальный гнет сотен миллионов людей во всем мире, геноцид славян и евреев во время второй мировой войны, миллионы убитых и замученных в колониальных войнах и инспирированных Западом локальных конфликтах, - все это тяжким грузом лежит на совести западных народов. И именно этими злодеяниями было создано современное благосостояние Запада.

Нет такого уголка на нашей планете, где бы не совершали свои преступления западные колонизаторы. Везде - в Америке, в Африке, в Азии, в Австралии - они проливали чужую кровь, грабили, убивали, насиловали, порабощали, и оправдывали эти зверства всякими высокими словами. Если бы какое-нибудь несчастное племя жило в Антарктиде, то и туда наверняка приплыли бы западные колонизаторы, чтобы ограбить, поработить и уничтожить его. Огромных усилий стоило немцам осознать свою вину перед евреями, а потомкам североамериканских колонистов - перед индейцами. Когда же народы Запада наконец осознают, что все ужасы второй мировой войны и все зверства колонизации Америки, это только малая часть чудовищного количества преступлений, совершенных ими в течение своей истории? Когда, по аналогии с Нюрнбергским процессом, состоится великий Процесс над Западом, где народы Земли наконец решат, что им делать с западными политиками, военными и финансистами, и посадят этих преступников в железную клетку? Имеет ли право Запад, с такой историей, кого-то судить и поучать? В свете такой истории, миротворческая риторика западных стран выглядит не более убедительно, чем миротворческая риторика Гитлера. Чтобы понять, чего на самом деле стоит миротворческая и правозащитная риторика Запада, достаточно просто открыть учебник истории. Этой риторикой он пользуется уже не первый век. Особый размах преступления западных колонизаторов приобрели как раз в "просвещенные" XIX и XX века, когда большинство европейских стран управлялись либеральными правительствами. Хороший пример миротворческой риторики западных стран - осада Севастополя во время Крымской войны, которую они предприняли, чтобы "помирить" Россию с Турцией и продлить на несколько десятилетий турецкие зверства на Балканах. Хороший пример правозащитной риторики Запада - опиумные войны в Китае, когда, защищая "неотъемлемое право" китайцев травить себя наркотиками (а заодно - право Запада наживаться на наркоторговле), западные страны подвергли бомбардировке китайские города и превратили полстраны в развалины.

Вся история Запада состоит из таких преступлений и предательств. Собственно, история Запада и началась с предательства. Осознав свое цивилизационное единство, люди Запада тут же сели на корабли и отправились в "крестовый поход", чтобы грабить, уничтожать и порабощать народы Ближнего Востока. Не удовлетворившись этими злодеяниями, они предательски напали на православную Византию, разграбили и сожгли Константинополь. Навсегда подорвав могущество Византии, они открыли туркам дорогу на Балканы. В результате народы Балканского полуострова много столетий были обречены томиться под гнетом иноземных завоевателей. Только в XIX веке, с помощью России им удалось сбросить это иго. Это произошло при отчаянном сопротивлении западных стран, которые хотели увековечить это рабство, не раз грозили России войной и даже нападали на нее. В сущности, все балканские конфликты и войны - следствие изначального преступления, совершенного Западом на заре своей истории. Если бы юго-восток Европы прикрывало мощное православное государство, объединявшее в своем составе все православные народы Балкан, ни о каких конфликтах в этом регионе не могло бы идти и речи.

Перечисляя преступления Запада, я бы не хотел, чтобы это воспринималось как тотальное отрицание европейской культуры и тем более как призыв к национальной розни и нетерпимости. Западная ментальность, в своих деструктивных аспектах, и исконная культура европейских стран - это не одно и то же. Запад проявляет себя на цивилизационном уровне, а не на уровне отдельных культур или народов. "Запад" - это не народы Европы и Америки, не европейская и американская культура, а некая разрушительная духовная сущность, которая вот уже много столетий руководит политикой и экономикой западных стран. Это манипулятивно-технократическая воля, которая относится ко всему на свете как к сырью для переработки и утилизации, разрушает природу, стремится подчинить и унифицировать весь мир, отрицает духовность и культуру и повсюду утверждает потребительский материализм. Хайдеггер описал ее как "постав". Речь идет о чем-то вроде одержимости злым духом, который мешает людям жить, толкает их на разные темные дела и преступления. Когда западные политики, генералы и дельцы чувствуют силу и безнаказанность, они поддаются этой одержимости, сходят с катушек, начинают замышлять всякие козни и преступления против человечества и втягивают в эти преступления народы своих стран.

В этой двойственности западной цивилизации нет ничего странного: как известно, гений и помешательство часто идут рука об руку. Из-за этого западные народы не обладают ключом к собственной культуре и не способны судить, что в ней по-настоящему ценное, а что - дурное. Для других народов они могут служить только пассивным объектом изучения и (кое в чем) подражания, но когда западные лидеры пытаются играть роль цивилизаторов и культуррегеров, это вызывает очередной приступ безумия и заканчивается катастрофой.

Наиболее очевидным проявлением этой деструктивной одержимости был нацистский режим в Германии. Фашизм по своему духу - это не изобретение XX века, а отражение глубинной сущности Запада, которая непрестанно проявляла себя в истории, начиная с эпохи крестовых походов. Нацизм - это логическое завершение политики колониализма. Не случайно, что нацистский режим в Германии был заботливо выпестован попустительством Англии и Франции, что на фашистов работала вся континентальная Европа, а фашистская пропаганда изображала нападение на Россию как "крестовый поход Европы против Азии", "арийцев" против "недочеловеков". Примерно так же объяснял свой поход в Россию и Наполеон, собравший под свои знамена войска всей Европы. Правда, современные западные люди на словах отмежевываются от фашизма, им не нравится осознавать, что "Запад" и "фашизм" - это синонимы. Но чем, собственно, отличаются преступления фашистов против европейских славян и евреев от тех преступлений, которые английские, французские и испанские колонизаторы совершали против народов Азии, Африки, Америки и Австралии? Разница лишь в том, что зверства других западных колонизаторов совершались в заморских колониях, вдали от взглядов "просвещенной" Европы, а преступления немецких и итальянских фашистов совершались прямо в центре Европы, и на них уже невозможно было закрыть глаза. Не стоит думать, что одержимость Западом - это какое-то врожденное свойство европейских народов. Скорее, они подхватили эту инфекцию на одном из этапов своей истории. Большинство народов Европы заражены этой одержимостью лишь в минимальной степени. Одним из таких народов были византийцы, от которых ведет исток русская культура. И наоборот, эта одержимость может перекидываться и на другие, неевропейские народы, заставляя их совершать преступления Запада. Типичный пример такой одержимости - Япония в первой половине нашего века. Многие печальные эпизоды российской истории также объясняются влиянием Запада и попытками насильственной (или вынужденной, перед лицом западной военной угрозы) вестернизации, попытками вытравить из сознания народов России их исконную духовность и навязать заимствованную на Западе идеологию. Как показал Л.Н. Гумилев ("От Руси к России"), даже опричнина Ивана Грозного была следствием западного влияния. Тот же источник имеет пресловутый "азиатский деспотизм" российской государственности.

Важно понять, что практически все современные народы в той или иной мере подверглись этой инфекции. Чтобы противостоять западной агрессии, нужно сначала убить Запад в собственной душе. Без духовной суверенности, духовной независимости от Запада не будет и политической независимости.

Дефекты западного сознания

"Одержимость Западом" - это не абстрактная метафора: эта одержимость реализуется на уровне личности, как дефект личностной структуры. Западные психологи и философы описывают разные формы этой одержимости. При этом чаще всего на первый план они выдвигают одержимость потребительскими и престижными аспектами существования, примитивную структуру влечений, внутреннее опустошение и нравственную деградацию. Но все это лишь второстепенные симптомы, они проявляются у захваченных Западом простых людей, тогда как настоящая западная одержимость - это свойство западной элиты, - политиков, военных, финансистов.

Сегодня часто говорят о лицемерии и "двойных стандартах" западных лидеров. На самом деле речь идет о чем-то большем, чем двойные стандарты на уровне пропаганды, потому что они, в каком-то смысле, действительно верят в свою риторику. Только этим можно объяснить постоянные "переборы", когда лицемерие переходит в откровенный цинизм. Это не двойные стандарты, это настоящее оруэлловское двоемыслие. Это бессовестность в каком-то более фундаментальном смысле, чем может представить себе нормальный человек. Характерный пример - патологическое бесстыдство нынешнего американского президента. Я веду речь не о такой детской шалости, как ложь под присягой на глазах у миллионов своих сограждан, а о том подлинном шедевре наглости, которым стали недавние выступления Клинтона и Олбрайт перед уничтожаемым по их приказу народом Югославии. Даже Гитлеру не пришло бы в голову выступать перед приговоренными к смерти узниками Дахау и объяснять им, что их отправили в крематорий для их же пользы (например, чтобы улучшить карму).

На память приходят именно Оруэлл ("1984") и Набоков ("Приглашение на казнь"), в антиутопиях у которых узника не просто уничтожают, а заставляют сначала искренне покаяться в своей неправоте и признать полную справедливость и даже благость производимой над ним расправы. Мы помним, как эти плоды "западной гуманности" пытались привить у нас в 20-30-е годы, параллельно уничтожая исконную культуру и религию. Но для нашей страны это, по счастью, оказалось непродолжительным эпизодом, тогда как на Западе этот иезуитизм выпестовывался столетиями. Начало ему положила практика инквизиции, где были разработаны специальные психологические приемы, заставлявшие тысячи невинных людей искренне верить в приписываемое им "колдовство" и "ведовство", чтобы затем с чистой совестью можно было сжечь их на костре. Эта своеобразная практика допроса/признания получила свое продолжение в институте католической исповеди, в тех откровенно иезуитских формах, которые он принял с времен Реформации/Конрреформации. Мишель Фуко (в "Истории сексуальности") подробно описал, насколько важное влияние оказал этот извращенный институт исповеди, "дискурс признания", на формирование западной ментальности. Своей вершины этот иезуитизм достиг в практике психоанализа, репрессивную сущность которой раскрывают в том числе и многие западные философы и психологи. Сегодня этот агрессивный тип промывки мозгов является одним из орудий западной цивилизации в ее атаке против других культур и народов.

Думаю, не будет преувеличением, если основополагающей чертой западной ментальности мы назовем отсутствие совести, - в русском, православном смысле этого слова. "Совесть", как духовная зрелость, как ответственность перед Богом, как уважение к личности и разуму других людей, для стопроцентно западного человека не имеет никакого смысла. Место совести у него занимает рациональный расчет, господствующие пропагандистские клише, мнение партии или группы, с которой он себя отождествляет. Если русский подчиняется идеологическому диктату внешне, на словах, то для западных людей свойствен именно внутренний, духовный конформизм, полная релятивизация понятий добра и зла. "Наградой" за это является полнейшее бесстыдство, когда человек совершает откровенные мерзости, но сам себя убеждает, что имеет полное право эти мерзости совершать и даже начинает ими гордиться. При этом не важно, что именно является оправданием этого "комплекса правоты", - принадлежность к расе "избранных арийцев", или же к "самой прогрессивной на свете культуре", в сравнении с которой все остальные - устаревший хлам и досадная помеха. Этому сродни "благочестие" американского колониста в XVII - XVIII веке, который утром молится Христу, считает себя истинным христианином, а днем снимает скальпы с индейцев и погоняет плеткой рабов, столь же искренне веря, что негры или индейцы - это люди второго сорта и божья благодать на них не распространяется.

Если принять во внимание это свойство западной ментальности, тогда все становится на свои места. Тогда становится объяснимым и поведение нынешних западных лидеров, и такие "человеческие феномены", как Гитлер и Геббельс. Тогда становится понятным и поведение наших радикальных западников, которые, придя во власть, почти все оказались казнокрадами и коррупционерами. В данном случае потеря совести и прозападная ориентация - это не случайное совпадение: они потеряли совесть именно потому, что сделались радикальными западниками и воплотили в своем сознании изначальные дефекты западной ментальности. Отсутствие совести - это древнее, традиционное свойство западной элиты. В исторической беллетристике часто встречается штамп: "благородные западные рыцари", которые противостоят "восточному коварству". Как показывают мусульманские и византийские источники времен крестовых походов, все обстояло как раз наоборот. Западные рыцари, "франки", там предстают как свирепые и коварные варвары, для которых нет ничего святого, которые без зазрения совести готовы вытереть ноги о любые договоры, соглашения и даже об элементарные правила воинской чести. Собственно, от разбойника, приплывшего в чужую страну, чтобы грабить и убивать, и нельзя ожидать каких-то иных свойств характера. Любопытный срез западного двоемыслия представляют мемуары маршала Жоффруа, одного из руководителей IV "крестового" похода, когда объединенные силы Запада, как и сегодня, вторглись на Балканы. С самого начала замыслив предательство, "крестоносцы" вторгаются в суверенное христианское государство, нагло вмешиваются в его внутренние дела, в династические раздоры, потом столь же нагло вымогают у него деньги, наконец, грабят и сжигают Константинополь, издеваются над его жителями, оскверняют его святыни, - и при всем при этом у автора мемуаров, "настоящего рыцаря", нет даже тени сомнения в собственной правоте: каждый из этих поступков он рассматривает как верх доблести и благородства (сегодня он заговорил бы еще о "гуманности").

О том, что Запад - это болезнь, что с сознанием западных людей не все в порядке, первым догадался, пожалуй, Достоевский, во время своих путешествий по Европе. Достоевского поразило врожденное лицемерие западных людей и крайняя примитивность их душевного строя. После него эта тема не раз поднималась в русской культуре. Интересное развитие этой темы можно найти у современного философа Дмитрия Галковского (в "Бесконечном тупике"), который заметил, что мрачные оруэлловские конструкты ("двоемыслие", "новояз") в наибольшей степени отражают черты именно современной западной ментальности (здесь есть любопытная параллель с рассуждениями Герберта Маркузе в "Одномерном человеке"). Он обратил внимание, что традиционная процедура воспитания элиты на Западе (Итон и подобные ему заведения) неизбежно должна приводить к продуцированию псевдоличностей, с такими неотъемлемыми чертами, как двоемыслие и (добавим) отсутствие совести. Это мнение кажется вполне резонным: в человеке, принадлежащем к западной властной элите, то есть в человеке, максимально захваченном преступной волей Запада, как и в любом другом преступнике должны разрушаться нормальные человеческие черты и развиваться структуры псевдоличности. Галковский отмечает, что на Западе, с его искусственным культом индивидуализма, по-видимому, должна быть крайне малой степень развития органичного личностного начала, - этот недостаток западная культура пытается компенсировать за счет имитативно-воспитательных процедур, при помощи которых конформным и стадным западным псевдоличностям придают внешнюю форму полноценной индивидуальности. Он пишет: "За счет культуры (формы) индивидуализма европеец выглядит гораздо более "я", чем русский его же уровня. ...Отсюда - ошибка, промах русского, относящегося к европейцам слишком наивно, принимающего индивидуалистическую форму за индивидуалистическое содержание, завышающего чужой уровень свободы." Если учесть это замечание, становится понятным, почему народы западных стран так легко поддаются идеологическому зомбированию масс-медиа и потворствуют безумной политике своих вождей. Кто-то, возможно, обвинит меня в разрисовывании образа врага, в том, что Запад, согласно этой концепции, выглядит чем-то вроде "Империи Зла", управляемой бессовестными псевдочеловеками, которые с помощью масс-медиа зомбируют, обманывают и эксплуатируют свои народы и народы других стран. Важно понять, что эта картинка нужна не для того, чтобы нагнетать ненависть, а наоборот, чтобы устранить почву для всевозможных ошибок, недоумений и конфликтов. Именно так нужно смотреть на Запад, на западных лидеров, чтобы уметь вести с ними дела и избегать ловушек. Если, имея дело с моллюсками, мы ожидаем от них человеческих поступков, мы неизбежно будем попадать впросак, а эта исходная идеализация обратится в обиду, в ненависть, в желание отомстить и т.п. Идеализация Запада гораздо скорее приведет к обидам, конфликтам и войне, чем здравое и объективное к нему отношение. Глупо обижаться на сумасшедших за то, что они сумасшедшие, и взывать к их разуму, - нужно принимать их такими, какие они есть, вести себя с ними соответствующим образом и разговаривать на понятном для них языке.

Планетарная девестернизация

Во второй половине XX века, когда при активном участии России рухнула мировая система колониализма, а во многих странах Европы возобладали пацифистские и гуманистические настроения, появилась надежда, что Запад наконец исправляется и отрекается от своего преступного прошлого. События последнего десятилетия показывают, что эта надежда была иллюзорной. Запад ищет реванша. Ему мало косвенного, экономического закабаления стран третьего мира, он хочет вернуться к системе прямого насилия и террора, которая существовала до 60-х годов. Он хочет лишить незападные народы даже тени экономической и политической самостоятельности. Он хочет подогнать народы всего мира под свой стандарт, заставить их отречься от своего культурного и духовного наследия. Политические и военные преступления Запада - это логическое дополнение его экономических и экологических преступлений. Проблема не в том, что западные страны поддерживают избыточно-расточительный уровень потребления, а в том, что они делают это за счет чужих природных ресурсов, за счет ресурсов других стран и колоссального давления на мировую экологию. Издержки этой экономической политики переносятся на плечи стран третьего мира, куда выносятся вредные производства, где дымят фабрики и заводы, обслуживающие население богатого Запада. А контроль над мировым финансовым рынком позволяет Западу искусственно занижать цены на сырье, выкачивать капиталы из третьего мира и увековечивать его нищету. Таким образом, цепь преступлений, из которых состоит история Запада, продолжается до сих пор. Запад ни в чем не раскаялся и ничему не научился. Западные лидеры по прежнему хотят решать свои проблемы за счет других народов и жестоко подавляют малейшие попытки сопротивления. От своей одержимости Европа и Америка смогут избавиться только тогда, когда наконец открыто признают деструктивный, преступный характер западной цивилизации и проведут в своих странах радикальную девестернизацию, - по аналогии с денацификацией послевоенной Германии. Пока девестернизация не произведена, к Западу можно относиться только как к Четвертому Рейху, ожидать от него всяческих козней и подвохов. Долг всех остальных стран и народов - помочь народам Европы и Америки избавиться от этой болезни, создать для этого все необходимые условия.

Девестернизация началась уже давно, еще в середине века, - первым ее этапом было крушение колониальной системы. Собственно, борьба с колониализмом это и есть основное позитивное содержание истории XX века. К началу XX века Запад (и подражавшая ему Япония) захватил, поработил или поставил под свой контроль большинство регионов нашей планеты. Только Россия пошла на радикальное сопротивление этой экспансии. Политика России, моральная, политическая, финансовая, а часто и военная помощь, которую она оказывала народам порабощенных стран, привела к ликвидации наиболее тяжелых форм колониального гнета. Западные страны всеми силами сопротивлялись этому исходу: одни (как Германия, Италия и Япония) сделали ставку на прямую агрессию, другие использовали более тонкие финансовые и пропагандистские рычаги. В конце концов им удалось ослабить и временно нейтрализовать Россию, и теперь они снова пытаются поставить народы мира под свой прямой контроль.

Параллельно деколонизации шла внутренняя девестернизация Запада. Западные мыслители и гуманисты всех направлений старались открыть своим народам глаза на преступные, хищнические черты западной цивилизации, западной ментальности, западного образа жизни. В Европе и Америке возникло множество общественных движений и организаций (экологические, миротворческие, благотворительные и т.д.), которые стремятся как-то компенсировать вредоносное влияние Запада на планету, искупить его вину перед человечеством. Но, как показали последние события, этого явно не достаточно: народы западных стран оказались столь же падкими на грубую милитаристскую ложь, как когда-то народ Германии. Этого и следовало и ожидать: больной в одиночку избавиться от своей болезни не может. Чтобы излечить народы Запада от одержимости, нужна солидарная добрая воля всего человечества.

Могут ли народы планеты мирными, гуманными способами как-то посодействовать процессу девестернизации? Такая возможность есть, хотя и гипотетическая. Нужно лишить преступных западных лидеров тех ресурсов, при помощи которых они ведут войны, создают угрозу для других стран и народов, рискуют жизнями собственных граждан. Запад нужно отрезать от источников сырья в странах третьего мира, и прежде всего - от источников энергоносителей, которыми он бесконтрольно распоряжается и которые он бездумно транжирит на войну и расточительное потребление. При доброй воле стран третьего мира, когда в своих отношениях с Западом они будут вести себя как единый блок, технически это сделать не так уж сложно. В крайнем случае можно, например, установить миротворческую блокаду в Персидском заливе и перекрыть сибирскую нефтегазовую трубу. Это оставит без энергоресурсов Европу и Японию, а американцев заставит перейти на самообеспечение.

Собственными энергоресурсами Западная Европа может обеспечить себя едва ли на треть (даже учитывая ядерную энергетику), а Япония - и того меньше. Миротворческий сырьевой бойкот приведет к тому, что там в десятки раз подскочат цены на нефть и бензин, остановятся многие фабрики и заводы, перестанут ездить танки, плавать авианосцы и летать бомбардировщики. Конечно, на первых порах пострадают и рядовые граждане этих стран, поскольку в Японии и Европе это вызовет кризис, экономический коллапс и социальные потрясения. Этот кризис ударит и по США, так как западная экономика составляет единую систему (особенно, если при этом еще разрушить систему финансовой эксплуатации третьего мира). Но впоследствии все успокоится, экономика западных стран изменит свою структуру, станет более экологичной и экономной, улучшится состояние природной среды, сократятся расходы на оборону и расточительное престижное потребление, а уровень жизни в западных странах, особенно в Европе и Японии, приблизится среднемировому. Вообще, образ жизни западных народов станет более гармоничным, экологичным, скромным и духовным.

Конечно, этот сырьевой бойкот не будет абсолютным - но за каждую порцию сырья развивающиеся страны будут получать от Запада соразмерное возмещение в виде высокотехнологичных западных товаров. Нужно посадить Запад на оздоровительную сырьевую диету. Когда-то Черчилль, объявляя начало холодной войны, произнес речь о "железном занавесе", с помощью которого он надеялся отгородить народы угнетаемых Западом колоний от русского влияния. По аналогии с этим, программу, описанную выше, можно назвать "железной клеткой". "Железная клетка" - это место, где проходит перевоспитание опасный преступник. Когда преступник ведет себя хорошо, открывается маленькое окошко и туда просовывают миску с похлебкой. Когда маньяк ведет себя плохо, окошечко остается закрытым. Когда-нибудь, когда планетарная девестернизация завершится, а народы западных стран наконец-то избавятся от заполняющего их голову дурмана, они сами скажут нам за это спасибо.

25 - 27 марта 1999


Автор:
Корнев Сергей


Смотрите тему:
Глобализация


Вы здесь:   Главная / Враги / Клетка для сумасшедших

Новости библиотеки
e-mail:

Рейтинг@Mail.ru HotLog