Лестер Туроу
Будущее капитализма
Глава 5
ПЛИТА ТРЕТЬЯ: ДЕМОГРАФИЯ, РОСТ, ДВИЖЕНИЕ, СТАРЕНИЕ
Сэр Томас Мальтус ошибался в отношении скорости роста населения Европы в девятнадцатом веке. Он говорил о неизбежности голода при том темпе роста численности населения, какой был в его время, но этот темп резко снижался. Через сто пятьдесят лет, в конце двадцатого века, рост населения большей части развитого мира оказался отрицательным. Но в третьем мире после Второй мировой войны развитие пошло в точности по обратному пути (1). Проценты роста населения там росли, по мере того, как снижались проценты смертности; особенно резко снизилась смертность в течение первого года жизни, вследствие применения современных медикаментов и мер здравоохранения (чистая вода, вакцинация, антибиотики). Произошел популяционный взрыв.
Например, в Индии уровни рождаемости и смертности в 1941 г
По прогнозам Всемирного банка, население мира к 2030 г. вырастет с нынешних 5,7 миллиарда до 8,5 миллиарда человек
Непосредственную проблему составляет не пища, а вода. Если будет вода, то можно выращивать пишу на землях, где ее теперь не выращивают
Если скорость роста населения в бедных странах не уменьшится - причем живущие вне этих стран вряд ли могут что-нибудь сделать, чтобы замедлить этот рост, - то легко предвидеть, что некоторым частям мира угрожает
Снижение процентов роста населения в 70-е гг. вызвало иллюзорный оптимизм в отношении населения мира. Снижение было реальным, но целиком относилось к Китаю. Размеры этой страны (1,2 миллиарда человек) и ее политика контроля рождаемости (один ребенок в семье) оказали резкое воздействие на процент роста населения Земли. Китайская политика остается в силе, но дальнейшее снижение зависит теперь от развития событий вне Китая. В настоящий момент замедление и ускорение роста в разных странах в основном уравновешивают друг друга
Максимальный рост человеческих популяций составляет около 4% в год, и в наше время некоторые показатели роста не очень далеки от этого предела. Но в течение последнего столетия ни в одной стране средний экономический рост не превосходил 3,6% в год. Если бы в последние сто лет население Соединенных Штатов увеличивалось на 3,5% в год, то доход на душу населения сейчас был бы ниже, чем во время Гражданской войны, потому что средний экономический рост за это время составлял лишь 3,1% в год.
Как показывает простая арифметика, чтобы реальный доход на душу населения мог расти, рост населения должен быть меньше, чем экономический рост. При среднем темпе роста населения 3% на Ближнем Востоке и в Африке и 2% в Южной Азии и Латинской Америке эти регионы в целом могут иметь значительный темп реального экономического роста, но при этом не продвигаться в повышении реального дохода на душу населения
Вдобавок к этому люди являются первичным источником загрязнения и деградации окружающей среды. По мере роста населения качество окружающей среды может только ухудшаться. Проекты по охране окружающей среды - всего лишь сдерживающие меры, направленные на то, чтобы замедлить эту деградацию. Американский ребенок, родившийся в 1990 г., произведет за время своей жизни 1 миллион килограммов атмосферных отходов, 10 миллионов килограммов жидких отхо-дов и 1 миллион килограммов твердых отходов. Чтобы иметь средний американский уровень жизни, он должен будет потребить 700 000 килограммов минералов, 24 миллиарда британских тепловых единиц энергии (что
Можно спорить по поводу того, будет ли третий мир голодать, но нет сомнения в том, как повлияют проценты роста популяции на экономические успехи тех стран третьего мира, которые не сумеют контролировать рост своей популяции. В каждой стране, сумевшей вступить в развитый мир, рост населения в течение столетия не превышал одного процента. Причины этого просты. Прежде чем начнет расти доход на душу населения, новые люди должны быть обеспечены необходимыми производственными ресурсами, достаточными, чтобы воспроизводить хотя бы существующий средний доход.
Чтобы новорожденный американец стал средним американцем, уже существующие американцы должны сделать, в расчете на одного человека, 250 000 долларов инвестиций в сферу образования, в необходимую инфраструктуру, заводы и оборудование, жилища и еду, прежде чем этот новый американец достигнет рабочего возраста. При росте населения 4% в год (то есть прибавлении 10,5 миллиона человек ежегодно) американцам понадобилось бы вкладывать 2,7 триллиона в год, чтобы удержать доход на душу населения на прежнем уровне, но ВВП Америки составляет всего 7 триллионов долларов. Это значит, что пришлось бы затрачивать чуть меньше сорока процентов всего производимого в Америке, чтобы делать из новых американцев средних американцев. Если учесть потребности и желания существующих американцев, относящиеся к их личному потреблению, то попросту не останется денег, чтобы инвестировать их в Деятельность, необходимую для повышения уровня жизни этих уже существующих американцев.
Говоря без околичностей, это значит, что люди, родившиеся в бедных странах с быстрым ростом населения, умрут в бедных странах. Никакая внутренняя организация, никакая внешняя помощь не может преодолеть высокий процент роста населения. Что бы мы ни думали о способности мира произвести достаточно еды, возникнут большие разрывы в доходах - не только между третьим миром и первым миром, но и между теми частями третьего мира, которые сумеют контролировать свое население, и теми, которые не сумеют.
При нынешних тенденциях, продолженных в будущее, можно ожидать бедствий в некоторых регионах, но важно заметить, что демографические прогнозы весьма ненадежны. Можно объяснять различными факторами, почему люди имеют большие или меньшие семьи, но для любого объяснения где-нибудь в мире найдутся контрпримеры. Традиционная мудрость говорит, что в популяциях, которые подвергаются модернизации, урбанизации, становятся богаче и получают большее образование, процент роста популяции убывает
ДВИЖЕНИЕ
Будущий рост населения мира вызывает значительную неуверенность, но не вызывают сомнений массовые движения населения из третьего мира в страны первого мира. В 80-е гг. 7,9 миллиона человек легально въехало в Соединенные Штаты и 7,3 миллиона легально въехало в остальные страны первого мира
Происходящее в наши дни нельзя сравнить ни с чем, кроме массовых миграций в конце девятнадцатого и в начале двадцатого столетия (когда в Соединенные Штаты ежегодно въезжало 650 000 человек), но миграции того времени имели совсем иной характер
Несомненно, можно было бы спроектировать такую иммиграционную политику, которая способствовала бы экономическому росту Америки, а не подрывала этот рост. Можно было бы допускать индивидов, исходя из их квалификации и из денег, которые они хотели бы инвестировать в Америке
Мотивом эмиграции было отчасти притяжение к более высоким доходам в первом мире и отчасти отталкивание от нищеты в третьем мире. Если темпы роста населения будут следовать прогнозам Всемирного банка, то факторы отталкивания будут огромны. Влияние снижающегося уровня жизни на миграцию можно проследить по перемещениям из Мексики в Соединенные Штаты после мексиканского финансового кризиса и связанного с ним резкого снижения уровня жизни в Мексике в конце 1994 г. В первом квартале 1995 г. число людей, добивавшихся гражданства Соединенных Штатов, удвоилось, а пограничная охрана произвела 1,4 миллиона арестов - на 30% больше, чем в предыдущем году, - причем на каждого задержанного приходилось не менее двух, перешедших границу без задержания
Но если даже зловещие демографические предсказания Всемирного банка ошибочны, то факторы отталкивания должны привести к столь массовым движениям населения, каких мир никогда не видел. Причины этого просты. Стоимость транспорта чрезвычайно снизилась
близкими друг к другу (например, Восточная и Западная Европа, Китай и Япония).
Еще важнее тот факт, что впервые в истории электронные средства информации создали мир, где даже в самых примитивных деревнях Земли люди регулярно видят по своему деревенскому телевидению, каков уровень жизни в самых богатых странах мира. Изображение жизни в телевидении, демонстрирующем уровень жизни средней телевизионной семьи, зачастую намного превосходит уровень средней американской семьи в действительности, но люди, которые смотрят деревенское телевидение, думают, что так живут средние американцы. Живя в бедности и видя этих богатых людей по телевидению, бедный житель деревни испытывает непреодолимое стремление куда-то из нее уйти! Даже в Японии, с ее несравненной системой социального контроля, теперь живет, как полагают, более миллиона незаконных иностранных рабочих
Посмотрите на бедного мексиканского крестьянина. Недалеко от него Калифорния, где доход на душу населения в двадцать раз выше, чем в Мексике. Что может случиться с ним, если он попытается перейти границу? В худшем случае его поймают, посадят в автобус и отошлют домой. Его усталые ноги отдохнут. Если он будет продолжать свои попытки, он в конце концов добьется своего. Калифорния не посадит его в тюрьму. Это слишком дорого. Впрочем, если принять во внимание жилую площадь на человека, еду, телевидение, спортивное оборудование и т. п., то уровень жизни в калифорнийской тюрьме выше, чем в бедной мексиканской деревне.
То, что происходит между Мексикой и Соединенными Штатами, повторяется между Северной Африкой и Европой. Рождаемость возрастает, выталкивая людей из их страны. Разрыв в доходах притягивает людей к северу. Как и в Соединенных Штатах, наплыв иммигрантов вызывает немалую враждебность населения - во Франции, в Испании и в Италии
Движение от бедности к богатству - это нечто совсем иное, чем движение из богатых мест в ненаселенные места. Исторический факт состоит в том, что средний иммигрант, приезжавший в Соединенные Штаты, имел лучшее образование, чем средний коренной американец, и дети иммигрантов дольше оставались в школе. В течение пятнадцати лет доходы иммигрировавших семей достигали уровня доходов коренных американцев, а через тридцать лет превышали их. Они всегда реже прибегали к государственному вспомоществованию, чем коренное население
Но в наше время иммиграция сложнее. По образованию иммигранты старше двадцати пяти лет бимодальны по отношению к родившимся в Соединенных Штатах*. Для такого иммигранта вероятность иметь степень бакалавра в 1,42 раза выше, чем для коренного американца, но в то же время для него в 2,12 раза ниже, чем для коренного американца, вероятность не иметь законченного среднего образования
С учетом образования, недавние иммигранты начинают со значительно меньшей заработной платы, чем иммигранты "со стажем"
Иммигранты прошлого приезжали в страну без системы социального обеспечения. Нынешние приезжают в страну, где она есть
|
1970 |
1990 |
Коренные американцы Образование (годы) % получающих вспомоществование |
11,5 6,0 |
13,2 7,4 |
Иммигранты Образование % получающих вспомоществование Разница в заработной плате по сравнению с коренными американцами |
10,7 5,9 +0,9% |
11,6 9,1 -15,2% |
Недавние иммигранты (менее 5 лет в США) Образование % получающих вспомоществование Разница в заработной плате по сравнению с коренными американцами |
11,1 5,5 -16,6% |
11,9 8,3 -31,7% |
Между группами иммигрантов существуют большие различия в пользовании государственным вспомоществованием. Некоторые группы получают очень хорошие экономические результаты, а другие - очень плохие. В Калифорнии 77% лаосцев и камбоджийцев получают государственное вспомоществование. Семь штатов с наибольшим числом нелегальных иностранцев ежегодно затрачивают около 4 миллиардов на оказание им медицинских услуг, их образование и содержание в тюрьмах, в то время как налоги, уплачиваемые этими нелегальными иностранцами, составляют меньше двух миллиардов
Повсюду в развитом мире растут, как грибы, антииммиграционные движения. В первом туре президентских выборов во Франции в 1995 г. крайне правый кандидат Жан-Мари Ле Пэн получил 22% голосов работников физического труда, сильную поддержку в богатых областях и 15% всех голосов, выступая с требованием изгнать из Франции три миллиона иммигрантов
Назревают массовые перемещения людей. Их, вероятно, нельзя остановить, но можно было бы сдержать, если бы американцы согласились принять ряд мер, которые они теперь отказываются принять: ввести национальное удостоверение личности со строгими штрафами для каждого, кто нанимает человека без этого удостоверения; проводить частые выборочные проверки удостоверений личности, чтобы установить, что человек находится в стране легально; быстро депортировать каждого, не имеющего необходимого удостоверения. Удостоверения личности можно было бы регулярно проверять на контрольных пунктах, какие у нас теперь есть в аэропортах и на других видах транспорта. На автомобильных дорогах некоторые из-постов, где взимается пошлина, можно было бы использовать для выборочной проверки удостоверений личности. Наконец, на таких границах, как граница между Мексикой и Соединенными Штатами, можно было бы построить проволочные ограды с током высокого напряжения. Без такой политики тех, кто хочет мигрировать, нельзя остановить.
СТАРЕНИЕ
Но в действительности взрывчатая часть вулкана, разогреваемого демографией, заключается в старении мирового населения. Возникает новый класс людей. Впервые в истории наши общества будут иметь очень большую группу экономически пассивных пожилых людей, зажиточных избирателей, требующих дорогостоящего социального обслуживания, такого, как медицинское, и получающих большую часть своего дохода от правительства. Они отягощают государство всеобщего благосостояния, подрывают государственные финансы и угрожают инвестициям, которые все общества должны делать ради своего будущего.
В 1900 г. 4% американского населения было старше шестидесяти пяти лет. Теперь люди старше шестидесяти пяти лет составляют 13% населения
Во многих богатых и бедных странах процент населения старше шестидесяти пяти лет к 2025 г. удвоится
Соединенным Штатам грозит явление, которое можно было бы назвать "кошмаром дважды по сорок". В среднем люди старше шестидесяти пяти лет получают чуть больше 40% своего дохода от государства (точнее, 41%)
Это огромное перераспределение ресурсов превратило престарелых в избирателей, заинтересованных в одном вопросе (увеличит или уменьшит правительство их пенсии и медицинские льготы). В демократиях такие избиратели, заинтересованные в одном вопросе, оказывают непропорциональное влияние на политический процесс, поскольку их голоса не раскалываются из-за расхождения интересов в других вопросах.
Нужды и требования престарелых уже потрясли до основания государство всеобщего благосостояния, практически его | разорив. Если прибавить к платежам престарелым выплату I процентов по национальному долгу, имея в виду, что нынешние бюджетные дефициты возникают от нашего нежелания оплакивать нынешние расходы на престарелых, то видно, что эти; платежи и проценты поглощают государственный бюджет. Спроектируйте эти цифры в будущее, и вы увидите, что правительство просто разоряется. Обнаружится, что оно обещало престарелым больше, чем может собрать в виде налогов с работающих.
В наши дни государственное вспомоществование и выплаты процентов (в последние годы накопившиеся главным образом из-за платежей престарелым) отнимают 60% всех поступлений налогов. (Если исключить проценты по национальному долгу, то половина федерального бюджета идет престарелым
Чтобы удовлетворить престарелых, в государственных бюджетах сокращается все остальное. Если оставить в стороне пожилых, то расходы на внутренние социально-экономические нужды в Соединенных Штатах упали за последние двадцать лет с 10 до 7% ВВП
Расходы на престарелых - это не вопрос о справедливости или о лишениях. В 1970 г. процент престарелых, живших в бедности, был выше, чем процент бедных в любой другой части населения. Теперь среди престарелых меньше бедных людей, чем в любой другой группе населения. Для многих в Соединенных Штатах уход на пенсию в действительности означает повышение реального уровня жизни. Сбережения не работающих возрастают больше, чем убывают сбережения работающих
Учитывая величину семьи , прирост капитала, налоги штатов и федеральные налоги, не денежные льготы, такие, как медицинское страхование и школьные завтраки, а также вмененные прибыли на акционерный капитал, заключенный в жилищах, где проживают собственники, престарелые имеют доход на человека, поразительным образом превосходящий на 67% доход на душу населения в целом
Престарелые также намного богаче не престарелых
Конечно, престарелые не хотят сокращения своих льгот. Альтернатива состоит в повышении налогов, но и это очень непривлекательный выбор. Нынешний 15-процентный налог на социальное обеспечение пришлось бы довести к 2029 г. до 40%, чтобы предоставить обещанные льготы
В течение последних двадцати пяти лет многие из наших программ пособий неявно оплачивались за счет сокращения расходов на оборону, начиная с их максимальной величины во время вьетнамской войны. Но даже после окончания "холодной войны" и при готовности сокращать военный бюджет (между тем как новое республиканское большинство в Конгрессе США заявляет о своем нежелании дальше его сокращать) для такого перемещения затрат остается мало возможностей. Расходы на оборону упали теперь ниже 4% ВВП, и если бы даже Америка готова была довести их до нуля, то час истины для государства всеобщего благосостояния был бы лишь отсрочен на несколько лет.
Пенсии зависят от предоставляемых льгот и от их размеров. Медицинское обслуживание престарелых зависит также от технологии. В настоящее время все более дорогие технологии постоянно увеличивают расходы на душу населения. Хотя эти расходы сильно различаются в разных странах, в последнем десятилетии доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП возрастала во всех странах ОЭСР, кроме Швеции и Ирландии
Расходы на престарелых существенно изменили нашу бюджетную систему. В 60-е гг. правительство получало так называемый бюджетный дивиденд. Но если бы в те годы был даже большой дефицит, а правительство просто ничего не делало бы (не вводило никаких новых законов), то через несколько лет оно стало бы получать
Все сокращения бюджета и повышения налогов в первые два года президентства Клинтона принесли лишь небольшое облегчение. В 1
Вместо бюджетных дивидендов правительства всего мира сталкиваются теперь со структурными бюджетными дефицитами, которых не может устранить экономический рост. Если рассмотреть положение "семерки" (крупнейших в мире экономических держав), то их структурные дефициты в 1993 г., которые существовали бы даже при полной занятости,
Во странах ОЭСР с 1974 по 1994 г. общий государственный долг вырос с 35 до 71% ВВП, не считая предстоящего выполнения краткосрочных обязательств по пенсиям и здравоохранению
В техническом смысле престарелые Соединенных Штатов могут возразить, что пенсионная часть их пакета льгот не отягощает государственный долг, поскольку пенсионная часть социального обеспечения - но не медицинская часть - доставляет профицит, а именно, поступления от целевых налогов превосходят расходы. Но это иллюзия. Чтобы оценить последствия для государственного бюджета, надо рассматривать общий доход и общий расход как одно целое. Если у правительства дефицит всего бюджета в целом, то не имеет значения то обстоятельство, что в части бюджета есть профицит из-за бухгалтерской условности, выделяющей для некоторого сектора расходов больше налогов, чем ему требуется. Каковы бы ни были эти условности, в том, что касается экономики, правительства просто расточительны. Важно то, что стимулирует расходную часть бюджета. Стимулятор - это престарелые.
Проблема задолженности из-за выплат престарелым совсем несложна. Предположим для простоты расчета, что налоги составляют 30% ВВП и что рыночная норма прибыли равна 1
Таблица 5.2
Долг в процентах ВВП
Страна |
Общий долг |
Краткосрочные пенсионные обязательства в 1990 г. |
Всего |
США |
85 |
66 |
151 |
Япония |
79 |
218 |
297 |
Италия |
123 |
233 |
356 |
Германия |
53 |
160 |
213 |
Франция |
56 |
216 |
272 |
Канада |
96 |
250 |
346 |
Великобритания |
52 |
186 |
238 |
Бельгия |
142 |
165 |
307 |
В Бельгии государственный долг составляет 142% ВВП, а краткосрочные пенсионные обязательства, кроме того, - 165% ВВП (см. табл. 5.2). На краткосрочные пенсионные обязательства не выплачиваются проценты, но если правительство будет это делать (что необходимо, чтобы не подрывать будущие государственные бюджеты), то при норме прибыли в 10% правительство должно
Хотя престарелым и нельзя отдать все наши экономические ресурсы (есть и другие вещи, которые просто необходимо финансировать, например, полицию и пожарную охрану), неизвестно, каким образом можно сдержать в демократическом обществе рост пособий для престарелых. Несмотря на то, что пока они составляют всего 13% населения, они столь сильны, что ни одна политическая партия не хочет с ними ссориться.
Программа лидера большинства в палате депутатов Ньюта Гингрича "Контракт с Америкой" более чем отчетливо исключает престарелых из своих планов сокращения государственных расходов. Она обещает больше тратить на престарелых - повысив размер дохода, который они получат до сокращения социальных льгот, и снизив налоги на социальные льготы, уплачиваемые индивидами с высоким доходом
Консервативный французский министр финансов Ален Мадлен должен был уйти в отставку лишь по той причине, что предложил заставить государственных служащих вносить больший вклад в свое пенсионное обеспечение
Задолго до того, как престарелые станут в техническом смысле большинством населения, они будут политически неодолимы, поскольку люди моложе восемнадцати лет не могут голосовать по закону, а люди от восемнадцати до тридцати лет чаще всего не голосуют. Конфронтация с экономическими требованиями престарелых должна стать решающим испытанием демократии. Смогут ли демократические правительства сократить льготы группы избирателей, близкой к большинству?
В настоящее время - не могут. Президент Клинтон назначил комитет для выработки рекомендаций, как изменить эту систему, но члены его могли только доложить, что "не могут согласиться ни с какими конкретными предложениями замедлить рост социального обеспечения ( social security), бесплатной медицинской помощи (Medicare) или других программ государственных льгот", хотя они и согласились с тем, что если ничего не делать, то при существующих программах государственный дефицит к 2030 г. возрастет в восемь раз
Демократия еще не является видом, выжившим в борьбе за существование. В смысле всеобщего голосования ей меньше ста лет. Она должна встретиться с решающим испытанием в виде престарелых. Может ли она сократить льготы, получаемые большинством ее избирателей? В случае отрицательного ответа у нее нет долговременного будущего. Нужны другие инвестиции, которые невозможно будет сделать, не взяв под контроль эти льготы.
Политические проблемы создаются не только политической силой все более многочисленных престарелых. Пособия малоимущим слоям населения (убывающие по мере возрастания дохода и богатства) привели бы к резкому снижению затрат
Даже для молодых людей, еще не беспокоящихся о выходе на пенсию, перемена, которая заставила бы престарелых больше платить по своим счетам, не лишена оборотной стороны. Такая перемена означала бы, что молодым людям пришлось бы оплачивать некоторые нужды своих родителей, которые не смогут уже удовлетворить их из своего бюджета (или не оплачивать, но испытывать за это чувство вины). Что еще хуже, если у престарелых есть средства, из которых им пришлось бы платить, то для молодых людей это означало бы уменьшение наследства
Политический смысл этого ясен. Если ограничить предоставление льгот престарелым семьям с низким доходом, это снизит затраты и улучшит экономическую эффективность (деньги попадут к тем, кому они больше всего нужны), но этот курс скоро потеряет политическую поддержку.
Часто предлагают в качестве решения конституционную поправку о сбалансированном бюджете. Но это не решение. Можно провести сбалансированное дополнение к бюджету, но оно не будет иметь значения, если политики не захотят и не смогут сократить пособия для престарелых. Если те, кто делает законы, не хотят подчиняться духу закона, они всегда могут этого избежать. Для этого им просто надо тратить больше поступающих доходов, оправдывая это какими-нибудь примечаниями мелким шрифтом, которыми принято сопровождать любое сбалансированное дополнение к бюджету.
Любое сбалансированное дополнение к бюджету должно иметь некоторые исключения и некоторые правила реализации. Как можно предвидеть поступления и расходы? Что будет, если наступит неожиданный экономический спад? Что будет, если начнется большая война? Как считать расходы - включать ли в них расходы государственных корпораций, такие, как почто-
вые услуги? Следует ли считать доходом выручку от продажи имущества? Надо ли включать в текущие расходы крупные инвестиции в инфраструктуру? Как учитывать гарантии займов? Все такие "детали" дают возможность правительству, не желающему подчиняться сбалансированному дополнению к бюджету, избежать подчинения ему. Если надо сократить расход, то в конце концов это должны сделать избранные для этого люди.
Престарелые - не большие расточители, какими их иногда изображают (расходующими все накопленное ими богатство, так что они умирают в тот самый день, когда кончается их имущество); но понятно, что они не особенно сберегают на будущее. Результаты этого видны из процентов сбережений. В странах ОЭСР общий процент сбережений упал с 24% ВВП в 1977 г. до 19% ВВП в 1992 г.**.
Значительную часть снижения процента сбережений в Соединенных Штатах - с
Если искать группу наиболее нуждающихся, то это не престарелые. Теперь самая многочисленная в популяции группа нуждающихся - это дети моложе восемнадцати лет. Но правительство затрачивает в девять раз больше времени на человека, заботясь о престарелых (которые голосуют), чем о молодых людях (которые не голосуют)
В грядущие годы понятие классовой борьбы должно будет измениться: это будет не борьба бедных против богатых, а борьба молодых против старых. Во время забастовки протеста против введенных правительством законов, снижающих заработки молодежи, одна молодая француженка заявила: "У нас нет будущего! Поэтому мы сюда вышли"
Самый острый пример назревающего социального конфликта - то, что случилось в Калкаске, в штате Мичиган, убежище пенсионеров, где престарелые избиратели по существу ограбили школьный бюджет, чтобы оплатить другие расходы, вроде устройства лыжных трасс, а затем отказались голосовать за выделение средств, необходимых
То, что надо сделать, столь же ясно с экономической стороны, как неясно в политическом смысле. Демократиям хуже всего удается политическое решение отдельных вопросов, где большие группы избирателей борются за перераспределение доходов
(71). Те, кто лучше всех знакомы с политикой, наши избранные политические деятели, всегда стремятся исключить престарелых из бюджетных сокращений; они уже решили, что политическое решение этого вопроса невозможно. Но проблему все-таки придется решать, потому что ни в каком обществе невозможно отдавать престарелым 100 процентов налоговых поступлений.Повышение пенсионного возраста будет непопулярно. Раньше наибольшее число людей уходило на пенсию в возрасте шестидесяти пяти лет, теперь же этот возраст составляет шестьдесят два года и продолжает снижаться
Демографическая плита глубоко изменяет природу капиталистической системы. Миллионы низкооплачиваемых неквалифицированных иммигрантов должны будут воздействовать на заработки миллионов высокооплачиваемых неквалифицированных коренных американцев, и точно так же миллионы высокообразованных обитателей прежнего второго мира должны будут воздействовать на заработки образованных американцев. В капиталистической системе спроса и предложения это неизбежно.
ПРИМЕЧАНИЯ К ПЯТОЙ ГЛАВЕ
1. Paul Kennedy, Preparing for the Twenty-first Century (New York: Random House, 1992), p. 23.
2. "India's Long Multiplication," The Economist, February 18, 1995, p. 73.
3. "Two Billion More Third World People Predicted by 2030," Boston Globe, August 4, 1994, p. 4.
4. Paul Taylor, "AIDS Epidemic Casts Pall over Zimbabwe," International Herald Tribune, March 13, 1995, p, 2,
5. Lester R. Brown, Hal Kane, and Ed Ayres, Vital Signs 1993 (New York: W. W. Norton/World Watch Institute, 1993), p. 106.
6. Barbara Crossette, "Severe Water Crisis Ahead for Poorest Nations in Next 2 Decades," New York Times, August 10, 1995, p. A13.
7. Leslie Spencer, "Water: The West's Most Misallocated Resource," Forbes, April 27, 1992, pp. 68-74.
8. "India's Long Multiplication," The Economist, February 18, 1995, p. 73.
9. "Growing Population," The Economist, May 20, 1995, p. 116.
10. Charles A. S. Hall et al., "The Environmental Consequences of Having a Baby in the United States," Population and Environment, July 1994, p. 509.
11. Virginia D. Abernethy, Population Politics: The Choices That Shape Our Future (New York: Insight Books/Plenum Press, 1993), p. 37.
12. George J. Borjas, "The Economics of Immigration," Journal ofEccnumic Literature, December 1994, pp. 1668, 1670.
13. The New Republic, January 20, 1995, p. 24.
14. StevenA. Holmes, "A Surge in Immigration Surprises Experts and Intensifies a Debate," New York Times, August 30, 1995, p. 1.
15. Paul J. Smith, "East Asia's Immigration Crisis Demands Careful Choices," International Herald Tribune, May 22, 1995, p. 8.
16. Hal Kane, "What's Driving Migrations?" World Watch, January /February 1995,
pp. 25, 26.
17. U. S. Bureau of the Census, Statistical History of the U. S. (Washington, D. C.: U. S. Government Printing Office, 1970), p. 105.
18. Vernon M. Briggs, Jr., "Immigration and the U. S. Labor Market: Public Policy Gone Awry," Public Policy Brief, Jerome Levy Economics Institute of Bard College, 1994, p. 9.
19. Ben J. Wattenberg and Karl Zinsmeister, "The Case for More Immigration," Commentary, April 1990, p. 19.
20. "Immigration: Tuscon or Bust," The Economist, May 20, 1995, p. 59.
21 Scott Derk, ed., The Value of a Dollar (Detroit: Gale Research, 1994), pp. 52, 53.
22. Suzuki Hiromasa, "Problems with Foreign Workers," Journal of Japanese Trade and Industry, November 2, 1994, p. 44.
23. Youssef M. Ibrahim, "Muslim Immigrants in Europe: A Population Apart," International Herald Tribune, May 6, 1995, p. 1.
24. National Issues Forum, Admissions Decisions (New York: McGraw-Hill, 1995), p. 27; Borjas, "The Economics of Immigration," pp. 1670, 1701.
25. Holmes, "A Surge in Immigration," p. A15.
26. Harriet Orcutt Duleep, Sociai Security and the Emigration of Immigrants, ORS Working Paper No. 60, p. 10.
27. George J. Borjas, Immigration and Welfare 1970-1990, NBER Working Paper
No. 4872, September 1994. 28 Frederick Rose, "The Growing Backlash Against Immigration Includes Many
Myths," Wall Street Journal, April 16, 1995, p. 1.
29. Holmes, "A Surge in Immigration," p. A15.
30. Borjas, Immigration and Welfare 1970-1990.
31. Ibid., p. 22.
32. John Ridding, "Disaffected Find a Home in the Front," Financial Times, May 2, 1995, p. 2; William Drozdiak, "French Gear Up for 2nd Vote on Presidency," Washington Post, April 25, 1995, p. A12.
33. Arsen J. Darney, ed., Statistical Record of Older Americans (Detroit: Gale Research, 1994), pp. 47, 48, 49, 64.
34. "Ageing Population Puts the Strain on Pensions," European, October 28, 1994, p. 20.
35. Aline Sullivan, "Retiring Baby Boomers Dread the End of the Boom Times," International Herald Tribune, March 11, 1995, p. 16.
36. U. S. Bureau of the Census, Statistical Abstract 2994 (Washington, D. C.: U. S. Government Printing Office), p. 16; Keizi Koho Center, Japan 1995: An International Comparison, p. 9.
37. Advisory Council on Social Security, Future Financial Resources of the Elderly: A View of Pensions, Savings, Social Security, and Earnings in the 21st Century, December 1991, pp. 12, 13.
38. Ibid., p. 39.
39. Elizabeth Kolbert, "Who Will Face the Music?" New York Times Magazine, August 27, 1995, p. 57.
40. Financial Times, Editorial, December 19, 1994, p. 13.
41. "A Powerful Political Lobby," Financial Times, March 28, 1995, p. viii. 42.Ibid.
43. Barry Bosworth, Prospects for Savings and Investment in Industrial Countries, Brookings Discussion Paper No. 113, May 1995, pp. 12, 14.
44. Office of Management and Budget, Budget of the United States Government, Fiscal Year 1996, Historical Tables (Washington, D. C.: U. S. Government Printing Office, 1995), p. 122.
45. Erik Ipsen, "Europe's Ailing Pensions," International Herald Tribune, December 4, 1993, p. 1.
46. U. S. Bureau of the Census, Income, Poverty and Valuation of Noncash Benefits:1993. Current Population Reports, Consumer Income, Series P60-188 (Washington, D. C.: U. S. Government Printing Office), pp. 41, 45.
47. Jean Michel Paul, "Belgium's Debt Crisis Is Europe's Too," Wall Street Journal Europe, May 22, 1995, p. C9.
48. Bosworth, "Prospects for Savings and Investment," p. 13.
49. Ibid.
50. Daniel B. Radner, The Wealth of the Aged and the Nonaged 1984, Social Security Administration, ORS Working Paper No. 36, 1988.
51. Edward N. Wolff, "Changing Inequality of Wealth," American Economics Review, May 1992, p. 554.
52. Ann Reilly Dowd, "Needed: A New War on the Deficit," Fortune, November 14,
1994. p. 191.
53. "The Budget Pain WH1 Come and the Young Will Suffer," International Herald Tribune, February 18, 1995, p. 6.
54. "Health Spending," The Economist, June 24, 1995, p. 98.
55. Richard W. Stevenson, "A Deficit Reigns in Sweden's Welfare State," New York Times, February 2, 1995, p. 1.
56. "Stripping Down the Cycle," The Economist, July 3, 1993, p. 61.
57. "House of Debt," The Economist, April 1, 1995, p. 14.
58. "Public Sector Finances," The Economist, July 8, 1995, p. 115.
59. Paul, "Belgium's Debt Crisis," p. 8.
60. Newt Gingrich, Contract withAmerica (New York: Times Books, 1994), p. 115.
61. "French Finance Minister Resigns," Boston Globe, August 26, 1995, p. 2.
62. Robert Pear, "Panel on a U. S. Benefits Overhaul Fails to Agree on Proposals," New York Times, December 15, 1994, p. A24.
63. Taking Care of Granny," The Economist, June 3, 1995, p. 25.
64. Health and Wealth, special issue of Daedalus, Journal of the American Academy of Arts and Sciences, Fall 1994.
65. John Fender, "Not Such a Safe Haven," .Financial Times, December 23, 1994, p. 15.
66. Sylvia Nasar, "Older Americans Cited in Studies of National Savings Rate Slump," New York Times, February 21, 1995, p. 1.
67. Wallace C. Peterson, Silent Depression (New York: W. W. Norton, 1994), p. 149; David Popenoe, "The Family Condition of America," in Values and Public Policy, ed. Henry J. Aaron, Thomas E. Mann and Timothy Taylor (Washington, D. C.: Brookings Institution, 1994), p. 104.
68. Цит. по: Alan Riding, "Passions Ignited, French Students Protest Wage Policy Again,"
69. Dennis Kelly, "Seniors Much Less Likely to Back Local Education Bonds," USA Today, June 30, 1993, p. 1.
70. William Celis, "Schools Reopen in Town That Made Them Close," New York Times, September 2, 1993, p. A14; Isabel Wilkerson, Tiring of Cuts, District Plans to Close Schools," New York Times, March 21, 1993, p. 20.
71. Mancur Olson, The Rise and Decline of Nations (New Haven: Yale University Press, 1982), p. 8; Stephan P. Magee, William A. Brock, and Leslie Young, Black Hole Tariffs and Endogenous Policy Theory (New York: Cambridge University Press,
1989), p. xv.
72. U. S. Bureau of the Census, Money Income of Households, Families, and Persons in the United States, 1992, Current Population Reports, Series P60-184, pp. 148,
150.
73. John Eatwell, Murray Milgate, and Peter Newman, eds., The New Palgrave: Social Economics (New York: W. W. Norton, 1987), p. 10; "Statistisches Budesamt," Sta-tistisches Jahrbuch 1994, Federal Republic of Germany, p. 82.
74. Michael V. Leonesio, The Economics of Retirement: A Nontechnical Guide, ORS Working Paper No. 66, Social Security Administration, April 1995, pp. 65, 66.
75. Leslie Wayne, "Pension Changes Raising Concerns," New York Times, August 29, 1994, p. 1.
76. "Skimpy Savings," Fortune, February 20, 1995, p. 38.
77. Ibid.
78. "Why Baby-Boomers Won't Be Able to Retire," Fortune, September 4, 1995, p. 48.
79.Ibid.
80. Ibid.
81. The Economics of Aging," Business Week, September 12, 1994, p. 60.
82. Louis Uchitelle, "Retirement? Most Americans Have Grown to Fear It," International Herald Tribune, March 27, 1995, p. 3.
83. Scott Lehigh, "Social Security," Boston Globe, August 20, 1995, pp. 81, 82.
84. Dean R. Leimer, A Guide to Social Security Money's Worth Issues, ORS Working Paper No. 67, Social Security Administration, April 1995, p. 28.
85. Assar Lindbeck, Uncertainty Under the Welfare State, Seminar Paper No. 576, Institute for International Economic Studies at University of Stockholm, July 1994, p. 6.
86. Leimer, A Guide to Social Security Money's Worth Issues, p. 26.
87. Dowd, "Needed: A New War on the Deficit," p. 191; Internal Revenue Service, "Form 1040A, 1994" (Washington, 0. C.: U. S. Government Printing Office, 1993).
88. "Sweden: Judgement Day," The Economist, February 18, 1995, p. 37.
89. The Enlightened Welfare Seeker's Guide to Europe," The Economist, March 12, 1994,
90. Assar Lmdbeck, Overshooting, Reform, and Retreat of the Welfare State, Institute for International Economic Studies at University of Stockholm, No. 499, 1994.
91. Barry P. Bosworth and Alice M. Rivlin, eds., The Swedish Economy (Washington, D. C.: Brookmgs Institution, 1987), pp. 199, 207.
92. "Sweden Shows Effects of Painful Cure," Financial Times, November 8, 1993, p. 3.
93. Damon Darlin, "A New Flavor of Pork," Forbes, June 5, 1995, p. 146.
94. "Expanded Medicaid Crowded Out Private Insurance," The NBER Digest, 1994,
p. 1-
95. Yair Aharone, The No Risk Society (New Jersey: Chatham House, 1981), pp. 48, 62.