Библиотека думающего о России www.patriotica.ru

Разделы

 

Темы материалов

 

Помощь


Вы здесь:   Главная / Актуальная публицистика /

Елена Курасова, Максим Калашников

ВТО: Маргарет туда не советует

Вот уже седьмой год идут переговоры о вступлении РФ в эту загадочную для многих Всемирную торговую организацию. Президент Владимир Путин, кажется, сделал форсированное вступление страны в ВТО делом чести. Но никто так и не объяснил гражданам России: а стоит ли это делать?

Между тем, знаменитая Маргарет Тэтчер уже призывает англичан покинуть Евросоюз, а следовательно, и ВТО. Экс-правительница Британии прекрасно понимает, что "пирамида" торговых обязательств друг перед другом уже себя изжила. Что США плевать хотели на нормы ВТО, поступая всегда так, как выгодно им.

Конфликты

ВТО учреждена в 1995 году. Суть ВТО — это превращение мира в единый рынок, снижение таможенных барьеров и унификация экономических законов в разных странах мира. Вот туда В.Путин нас и зовет уже к зиме 2003 года.

Все это не вызывает восторга у многих в России. Наша страна — это обломок СССР с избитой, изношенной, разграбленной промышленностью, оборудование и технологии которой не обновлялись с середины 1980-х годов. Многие уверены в том, что снижение таможенных барьеров и открытие рынка приведут к тому, что наша неконкурентоспособная индустрия погибнет, сраженная потоками дешевого импорта, миллионы людей останутся без работы, из страны выкачают десятки миллиардов долларов.

При этом к нам так и не придут серьезные инвестиции извне, на которые можно было бы построить современные производства в массовом порядке. Высказываются опасения, что массовые производства в "мире ВТО" уйдут в гораздо более удобные для инвестиций страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где и климат мягче, и рабочая сила дешевле. А роль "банка" и "научной лаборатории" планеты перейдет к США, Канаде, Евросоюзу и Японии, богатство которых позволяет им тратить на науку, образование и военные программы в десятки раз больше, чем РФ.

Уже сегодня отечественный бизнес испытывает реальную тревогу. Присоединение к ВТО выталкивает на поверхность менее очевидные для обывателя, но впрямую его касающиеся проблемы.

Первое — это столкновение интересов производителя и покупателя. Вспомните, сколько стоили услуги сотовой связи до допуска на этот сектор российского рынка зарубежных компаний, и сколько они стоят сейчас. Цены действительно упали, мобильный телефон стал намного доступнее. В странах Евросоюза (ЕС) действуют ограничения для иностранных производителей сельскохозяйственной продукции. По мнению экспертов, такая политика обходится среднестатистической европейской семье в полторы тысячи долларов в год. По мнению тех же экспертов, введи сегодня Россия такие же, как в ЕС, ограничения, цены на еду у нас в одночасье повысятся в среднем в два с половиной раза.

Зачастую интересы отечественного производителя противоречат интересам отечественного потребителя, и необходимо точно просчитать, какие сектора рынка мы можем открывать для конкуренции, а какие нет, чтобы, с одной стороны, не убить собственного предпринимателя, а с другой — не ухудшить и без того незавидный уровень жизни наших сограждан.

Второе — это столкновение интересов между отраслями. Так, например, производители синтетических тканей требуют повышения таможенных пошлин на импортные синтетические ткани. А те, кто выпускают одежду, напротив, настаивают на отмене этих пошлин, потому что отечественная синтетика такого низкого качества, что изделия из нее не выдерживают конкуренции даже на собственном рынке. Металлурги заинтересованы во вступлении в ВТО, а автомобилисты — нет. Но если грохнется отечественное автомобилестроение и упадет спрос на прокат в самой России, тем же металлургам не позавидуешь. И примеров таких — множество.

Защиту каких отраслей при проведении переговоров с ВТО мы должны признать приоритетной, интересами каких отраслей можно пожертвовать? Вот вопросы, без решения которых сам факт переговоров теряет всякий смысл. Чтобы ответить на них, необходимо сформулировать четкую долгосрочную стратегическую концепцию развития Российской экономики. А у нас ее на втором десятке лет реформ нет: ни Гайдар не справился, ни Явлинский, да и у Грефа не очень-то получается.

Самое сложное в ходе переговоров — это предусмотреть причинно-следственные связи между принятием тех или иных решений. Опыта существования в условиях неплановой экономики у нас немного, и его явно не хватает для четкого просчитывания перспектив. Вот повысили американцы пошлины на русскую сталь, так у нас сразу угольщики забастовали. Крупнейшие металлургические комбинаты — основные потребители высококачественного угля, и санкции рикошетом бьют и по шахтерам, и по транспортникам, и по энергетикам. Цепочку можно длить дальше, а как результат — скудеют государственный и местные бюджеты.

Очевидных проблем, связанных с вступлением России в ВТО, больше, чем гипотетических и умозрительных положительных перспектив.

Журавль в небе

Есть ли аргументы за вхождение в ВТО? По мнению правительства, есть. Попробуем их изложить.

А) Полноправное участие в системе мировой торговли.

Б) Эффективная реализация преимуществ международного разделения труда и кооперирования.

В) Совершенствование экономического сотрудничества.

Д) Укрепление политического авторитета России.

Е) Защита интеллектуальной собственности (но для этого и страны СНГ должны вступить в ВТО). Например, компания "Сибирский алюминий" выиграла антидемпинговое расследование по фольге, хотя мы и не члены ВТО.

Ж) Только по 89 из 11033 позициям начальный уровень связывания будет ниже действующего импортного тарифа — а это 0,1 процента объема импорта.

Е) В России появятся цивилизованные стабильные правила коммерческой игры.

Ж) Возможность выхода из ВТО через полгода после официального заявления МИД. Ни одна из стран, вступившая в эту организацию, из нее пока не вышла и даже желания такого не выразила.

З) Ожидаемое увеличение доходов России при вступлении в ВТО, по разным оценкам, колеблется от 2 до 18 миллиардов долларов США.

И) В связи с вступлением в ВТО наших соседей, членов таможенного Союза стран СНГ, образовались "дыры", через которые все равно уже начинает просачиваться "товарный поток участников ВТО".

Печальный опыт "эсенгешников"

Но не слишком ли радужную картинку будущего рисует нам правительство? Некоторые обломки СССР очертя голову кинулись в ВТО. Не терпелось им слиться в единстве с "мировым сообществом". И что же?

В Латвии после вступления легкая промышленность не выдержала конкуренции с импортными товарами и практически прекратила существование. После присоединения Грузии объем торговли ее с третьими странами в переходный период упал на тридцать два процента! В Киргизии объем прямых инвестиций до вступления в 1997 году равнялся девяносто шести миллионам долларов, а после вступления в 2000 году — всего тридцати девяти миллионам. Это верное подтверждение известному правилу — "инвестиции приходят в страну, если в нее не могут прийти товары".

Как не повторить этот печальный опыт? Недавно в Москве прошла конференция Международного союза машиностроителей, на которой наши попытались разобраться: а что же России нужно сделать для вступления в ВТО? И вышло, что вступление — это крайне дорогой и трудоемкий процесс, который требует:

1) Выработки общей стратегии экономических реформ. Пока у нас есть невнятная, бесприоритетная, логически разорванная — "грефовская".

2) Структурной перестройки промышленности. Здесь у нас, как говорится, и конь не валялся. Наши великие реформаторы сами не знают о том, какие отрасли экономики России надо развивать прежде всего, какие — сворачивать.

3) Модернизации и технического перевооружения предприятий. Комментарии излишни. Хотя только это требует вложений в сотни миллиардов долларов в течение ближайших лет. Сегодня оборудование изношено в среднем на 65 процентов, технологии — устарели.

4) Переработки законодательной базы под нормы и правила ВТО (государственное регулирование внешней торговли, меры по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли, лицензирование экспорта и импорта, сертификация и стандартизация продукции и услуг, интеллектуальной собственности). Китай потратил на это пятнадцать лет. Нам предлагают сделать все за полтора года.

5) Внедрения международных систем стандартизации и сертификации. Тоже очень дорого.

6) Привлечения инвестиций в производительный сектор. Здесь РФ не смогла достичь даже худших советских показателей.

7) Широкого просвещения общественности о сути ВТО и ходе переговоров, создания надежного информационно-аналитического "тыла". Этого и близко нет. Там, где китайское государство задействовало в работе и переговорах свыше трех тысяч специалистов, в Минэкономразвития Г.Грефа вопросами вхождения в ВТО заняты 62 человека.

8) Подготовки квалифицированных экономических кадров. Как минимум на это потребуется от 3 до 7 лет, реально — до 15 лет.

Сегодня у России нет ресурсов для проведения программы подготовки к такому шагу. Наши основные экспортные товары, нефть и газ, Россия продает и без ВТО, и даже без ОПЕК. Вступление в ВТО приведет к снижению уровня тарифной защиты российского рынка, но при этом металлургию все равно будут подвергать антидемпинговым мерам.

Не готово к вступлению в ВТО сельское хозяйство — не те климатические условия, не те технологии, не тот уровень государственной поддержки. Выступая недавно в Госдуме, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф назвал такие цифры: ЕС тратит на поддержку своих аграриев до 40 миллиардов евро в год из бюджета, а мы выторговываем себе право тратить на помощь своему селу в 16 миллиардов. Хотя на самом деле эта поддержка сегодня едва-едва дотягивает до 2 миллиардов. Совершенно неясно, когда наше немощное государство сможет обеспечить те самые шестнадцать миллиардов, и как лишенный такой поддержки русский селянин сможет конкурировать с щедро субсидируемым "еврокрестьянином".

Не готов к рывку в ВТО и малый бизнес. Восемьдесят процентов продукции в РФ производится на малых и средних предприятиях, но их товары не отвечают мировым стандартам. Текстильная индустрия РФ — кандидат в мертвецы, поскольку хлопок из-за внутреннего НДС покупают на 180 долларов выше мировых цен за тонну. Русская фармакология, некоторые отрасли машиностроения, авиация, финансовый рынок (банковские и страховые услуги) — в аналогичном положении.

Россию "любят" особо

У нас не любят об этом говорить, но Запад требует от России при вступлении в ВТО чересчур многого. Видимо, членов этой организации вдохновила унизительная сговорчивость бывших республик СССР, принятых в сей клуб на рекордно невыгодных условиях. Но от РФ хотят еще больших уступок. Потому что с нас есть, что взять.

- Зарубежные переговорщики считают, что наши внутренние цены на электричество и газ — это есть колоссальная субсидия Российского государства промышленности, экономике и поэтому она у нас все-таки не рыночная. И дальше выстраивается цепочка. Мы говорим, что на эту позицию мы в принципе согласиться не можем никогда, обсуждать ее даже не хотим. С внутренними субсидиями, с регулируемыми ценами на все виды природных ископаемых страна суверенна делать, что хочет. Это и Норвегия, и Канада делают. Здесь двойной стандарт просто неуместен, — горячится представитель Минэкономразвития А.Кушниренко, который входит в нашу делегацию по переговорам с ВТО. Но сделать что-то он просто бессилен. Нас бьют этими самым "двойным стандартом", грубо и унизительно.

Обязательные требования при вступлении в ВТО довольно жестки. Став членом этой организации, мы не сможем самостоятельно, без согласования, повышать импортные тарифы, устанавливать максимальные или минимальные обязательные цены, ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям. Мы не сможем увязывать импорт с обязательством экспорта. Например, невозможно будет сказать: "Если хотите продавать в России "ножки Буша", то покупайте нашу сталь".

Мы не сможем обязать иностранного инвестора: приобретай товары на внутреннем рынке. Если сегодня мы, пуская иностранцев разрабатывать наши нефтегазовые месторождения на условиях раздела продукции, требуем от них заказывать 70 процентов оборудования на наших заводах, то после вступления в ВТО они смогут посылать нас куда подальше.

Мы не сможем применять экспортные субсидии. То есть — не поддерживать своих поставщиков на внешние рынки.

Мы не сможем оказывать государственную поддержку каким-либо своим предприятиям (хотя Запад практикует это сплошь да рядом) или субсидировать какие-либо товары.

Мы не сможем ограничивать платежи по внешнеторговым сделкам, хотя благодаря "липовым" закупкам всякой всячины за рубежом из РФ утекают многие миллиарды долларов, поддерживая экономику Запада.

Мы обязаны будем не дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам. То бишь, мы не сможем отказать импортерам продовольствия в доступе на наш рынок, если их товары не соответствуют нашим медицинским нормам. Не сможем мы и оказывать предпочтение отечественным поставщикам перед иностранными.

Но это еще не все. От нас требуют вступления по формуле "ВТО плюс" — то есть, помимо существующих обязательных документов, нам предлагается присоединиться еще к 13 секторальным инициативам, которые для других носят добровольный характер. От нас требуют отказаться от повышения импортных пошлин на время переговоров, отменить импортные пошлины на широкую гамму товаров — некоторые виды оборудования, сталь, целлюлозно-бумажные товары, мебель, детские игрушки, алкоголь и т.д.

От нас требуют совершенно открыть свой рынок для импортных гражданских самолетов, и в этом четко прослеживается стремление окончательно похоронить авиапром России — единственного на сегодня конкурента американского "Боинга" и европейского "Эрбас". От нас практически в исключительном порядке добиваются открытия рынка государственных заказов для иностранцев. Проще говоря, басурмане должны получить право участвовать в конкурсах на снабжение, скажем, наших Вооруженных Сил не только продовольствием или обмундированием, но и боевыми самолетами, компьютерами, ракетами. И если мы отдадим предпочтение своей "оборонке", то иностранцы всегда найдут способ обвинить нас в нарушении правил ВТО.

В ближайшее время на сессии ВТО будет поднят вопрос о применении санкций к странам, в которых среднемесячные оклады не превышают ста долларов, а расходы на защиту окружающей среды несопоставимы с расходами на эти цели в преуспевающих государствах.

Действительно, средняя зарплата по итогам 2000 года в РФ равнялась одной сотне долларов (в 15 раз ниже, чем в США). Хотя в ВТО были приняты та же Киргизия, где зарплаты еще ниже наших, или Вьетнам с Мексикой, где работают и за 40 долларов в месяц. Понятное дело, что просто поднять зарплаты хотя бы до европейского уровня РФ не может: товары ее производства моментально станут сверхдорогими и полностью неконкурентоспособными.

Есть другой выход: отнимать все прибыли у наших предпринимателей, заставляя их больше платить работникам и ничего не тратить на роскошь. Но это потребует настоящей революции в России, и нет никакой гарантии того, что в итоге на Западе не завопят о нарушении прав частной собственности и о "коммунистическом реванше". Да если мы и поднимем зарплаты до нескольких сотен долларов, то резко снизим привлекательность страны для инвестиций. Частный капитал пойдет строить предприятия в Азии, где дисциплинированные и безропотные рабочие согласны получать и полсотни долларов.

А еще нас обвиняют в том, что наши предприятия слишком мало тратят на защиту окружающей среды. Ну что ж, остается повесить на нас еще и эти издержки, чтобы полностью разорить российскую промышленность.

- С каждым годом вступать туда все сложнее. Правил все больше и больше, они ужесточаются. Более того, страны вновь вступившие стараются психологически отыграться на следующих за ними. За 2001 год членами ВТО стали Китай, Молдавия, Латвия и Литва. Они тут же записались в группу, которая рассматривает присоединение России, тут же выдвинули требования, о которых я даже говорить не хочу, чтобы не портить настроения. Если мы будем спать и процесс вступления в ВТО растянется еще на столько же, то лучше не будет, — говорит глава департамента Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко.

Комментарии, как говорится, излишни. Нас просто, кажется, решили скопом "замочить в сортире". Так, чтобы мы разорились и больше не поднялись.

Наконец, стоит ли нам вообще вступать в ВТО, если эта организация испытывает явный кризис? Призыв Маргарет Тэтчер к выходу своей страны из ЕС и ВТО только подтверждает нежизнеспособность этой запутанной, как пирамида МММ, конструкции из взаимных и очень обременительных обязательств. Контролируя 96 процентов мировой торговли, ВТО уже изжила себя. США, рьяно следя за соблюдением режимов ВТО в иных государствах, у себя дома ведут себя абсолютно свободно. Они позволили своим высокотехнологичным компаниям регистрироваться в оффшорных зонах, избегая высоких налогов. Тем самым американцы фактически субсидировали своего производителя вопреки всем правилам ВТО. Хотя страны ЕС и добились наложения на американцев ежегодного четырехмиллиардного штрафа, но многолетнюю фору у американцев законопослушных европейцам выиграть уже не удастся.

А показательное выступление с введением запретительных пошлин на импорт стали в США и яркий пример с "ножками Буша"? Пользуясь правом сильного, Америка нагло и цинично показывает, кому закон не писан. Вот поэтому и терпят кризис все международные структуры вроде НАТО, МВФ, ООН, ЮНЕСКО. Вот и ВТО не исключение. Англичане уже собираются сваливать из этой "пирамиды". А куда торопимся мы?


Авторы:
Курасова Елена
Корреспондент газеты «Стрингер»

Калашников Максим
Настоящее имя: Владимир Кучеренко. Публицист, был заместителем главного редактора газеты «Стрингер», теперь работает в журнале «Русский предприниматель». Автор известных книг о советском оружии.


Смотрите темы:
Глобализация

Правление ВВП


Вы здесь:   Главная / Актуальная публицистика / ВТО: Маргарет туда не советует

Новости библиотеки
e-mail:

Рейтинг@Mail.ru HotLog