Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость
ПОЧЕМУ НЕТ ДЕНЕГ?
Честно говоря, уже надоело слушать сказки о том, что в бюджете нет денег. Да, стоят заводы и фабрики, нет той экономической активности, что была в годы, как теперь говорят, застоя. Но ведь и расходы сегодня не сопоставимы с теми, застойными, расходами. Неужели мы так плохо работаем, что не зарабатываем даже на такие минимальные потребности? Почему у государства нет денег? Е. Красноярский, Иркутск
- Почему нет денег? В коей-то степени на этот вопрос можно найти ответ в Бюджетном послании Президента Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2002 году". В нем в числе основных проблем бюджетной политики первой названа такая: сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов. Но по сути это не ответ, а всего лишь очередной вздох: мол, нет денег и нет. А в последнем своем Послании Федеральному Собранию РФ президент вообще достаточно резко высказался: "И исполнительная, и законодательная власть за многие годы наобещала людям столько, сколько российская экономика дать просто не в состоянии. Мало того, под популистскими лозунгами и обманывая граждан страны, невыполнимые обещания наращиваются". Думаю, не мне одному больно было слушать такие слова. Ведь они - не в адрес тех, чьими стараниями бюджет оказывается слишком тощим, а в адрес тех, кто чувствует ответственность перед миллионами граждан за то, что их обирают. Итак, почему в бюджете нет денег? Ответить на этот вопрос могу достаточно коротко. Потому что они активно вывозятся из страны. С одной стороны, это делается под видом неоплаченного экспорта. Всего за 1992-2000 гг. таким образом (с учетом неуплаченных налогов и в первую очередь - налога на прибыль) из страны вывезено 87,5 млрд. долларов. Государство позволяет нашим олигархам присваивать себе сверхприбыли от добычи полезных ископаемых, не изымая в бюджет природную ренту. И куда деваются эти сверхприбыли? Они перекочевывают на зарубежные счета самих олигархов и членов их семей. Собственно, именно на почве присвоения общенародных богатств и сформировалась властвующая в стране олигархия, для которой целью бизнеса является не развитие производства, а пополнение опережающими темпами личных зарубежных счетов. Новый порядок валютного регулирования и валютного контроля, усиленно пролоббированный Министерством экономического развития и торговли, по сути, легализует этот процесс, дает ему "зеленый свет". С другой стороны, деньги "уводит" из страны и… правительство! Оно не только позволяет олигархам "доить" страну, выводя за рубеж огромные средства, но и само занимается тем же. В 2002 г. "выведено" из страны 15 млрд долларов, в 2003 г. еще 17,5 млрд долларов бюджетных средств "уйдет" за границу. Планируя расходную часть государственного бюджета, правительство больше всего озабочено платежами по внешним долгам. К большому сожалению, президент поддерживает такое рвение правительственных чиновников, заявляя о приоритетности расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Иначе говоря, для нынешней власти приоритетность удовлетворения претензий зарубежных кредиторов (то есть изымание из оборота огромной суммы денег - трети бюджета в прошлом году) по-прежнему остается выше приоритетности выполнения обязательств перед собственным народом, расходов на воспроизводство человеческого, научного и производственного потенциала нации. Для оправдания такой антинациональной политики людям навязывается аналогия: если вы взяли взаймы, то должны сначала отдать долг, а потом уже думать о собственных расходах. Но возврат личных долгов отдельного человека и возврат государственного долга - это далеко не одно и то же. Государству невозможно выбраться из долгов, не стимулируя рост производства в собственной стране. А изымая деньги из страны, оживить экономику нельзя. Не трудно подсчитать, во сколько раз мог бы вырасти российский бюджет, если бы правительство стало работать в общенациональных интересах. К примеру, смещение приоритетов бюджетной политики - от первоочередного обслуживания внешнего долга к первоочередному обслуживанию внутреннего долга (включая долг перед гражданами, у которых по вине государства "сгорели" честно заработанные и отданные на хранение в государственный Сбербанк средства) - позволило бы получить реальный источник инвестиций в науку, промышленность, сельское хозяйство. Заработав, эти средства дали бы существенный рост ВВП и, соответственно, рост бюджетных доходов. Вот такая очевидная цепочка. Увы, правительственная бюджетная политика реализует подход к первоочередному обслуживанию интересов иностранных кредиторов при минимальном финансировании отечественных экономики, науки, образования, социальной сферы, что негативно сказывается на безопасности государства. Есть и еще одно "потому что" на Ваш вопрос "почему?". Потому что не используются другие реальные резервы для увеличения госбюджета - в частности, неэффективно ведется управление государственным имуществом. И я не имею в виду даже приватизацию (по сути - распродажу за бесценок государственной собственности). Я имею в виду плату за аренду принадлежащей государству недвижимости, получение дивидендов по принадлежащим государству акциям предприятий, а также поступление платежей от государственных унитарных предприятий. Наведение порядка в этой сфере, по нашим расчетам, уже в нынешнем году могло бы добавить в бюджет более 200 млрд рублей. Но доходы, запланированные в правительственном варианте бюджета, от этого источника незначительны. Бесхозяйственность или опять-таки обслуживание чьих-то интересов? Думаю, ответ очевиден. Вот и нет денег в бюджете. Президент то вздыхает, то раздражается, а правительство продолжает следовать курсу разорения страны. И в результате внутренние расходы настолько малы, что не могут обеспечить нормальное развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, подрывая основы безопасности государства. А на самом деле у государства нет денег, потому что усилиями властей разоренная Россия в настоящее время является мировым сырьевым и финансовым донором - в ущерб собственным национальным интересам.
КАК УДВОИТЬ ДОХОДЫ?
Мы живем так плохо потому, что в бюджете нет столько денег, сколько необходимо, чтобы жить хорошо. Это знает сегодня даже школьник. Тогда почему наши олигархи являются одними из самых богатых людей мира? Почему шикарные особняки в самых престижных уголках Земли принадлежат россиянам? Я вот был в Испании, во время морской прогулки на катере нам показали удивительной красоты бухту с удивительно красивыми домами и сказали, что все они принадлежат русским. Друг приехал из Карловых Вар и рассказал, что все там скуплено российскими нуворишами. Быть может, бюджет не наполняется потому, что его просто не хотят наполнять? Быть может, уже сейчас имеются реальные возможности его наполнить? С.Борисов, Вологодская обл.
- Ваше сомнение в невозможности наполнить российский бюджет до более приличного уровня, чем сейчас, вполне обоснованно. Действительно, есть источники наполнения госбюджета, которые сегодня попросту не используются. Прежде всего необходимо реализовать право государственной собственности на недра и природные ресурсы. Но пока получается, что государство является собственником недр только формально. А сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов остается в карманах тех, кто получил доступ к этому всенародному богатству. По расчетам на текущий год, которые народно-патриотические силы сделали при подготовке Концепции альтернативной бюджетной политики, за счет этого источника уже в 2003 г. можно было увеличить доходы госбюджета на 240 млрд рублей. В том числе на 135 млрд рублей - за счет введения налога на сверхприбыль от эксплуатации месторождений нефти и газа; на 90 млрд рублей - за счет увеличения поступлений импортных и экспортных пошлин (ставки пошлин на вывоз энергоемких сырьевых товаров, прежде всего - металлов и продукции химической промышленности, необходимо привести в соответствие со ставками пошлин на вывоз энергоносителей); на 15 млрд рублей - за счет налога на добычу полезных ископаемых путем установления справочных рыночных цен. Вы не случайно упомянули особняки наших соотечественников за рубежом. Ведь люди, присваивающие сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов, не вкладывают эти деньги в российскую экономику, они стремятся вывезти их за рубеж по максимуму. Потому наша бюджетная политика предполагает еще один источник доходов бюджета - возврат прибыли от экспорта сырьевых товаров, которая остается за рубежом. А это в расчетах на нынешний год - еще более 100 млрд рублей. Думаю, мы имеем полное право требовать не только возврата этих денег в страну, но и уплаты налогов на прибыль, полученную от экспорта российских сырьевых товаров, которая осталась за рубежом. Ну что за странная ситуация: налоговые органы трясут, как груши, предприятия, которые поставили товар на внутренний рынок, но не получили денег, однако закрывают глаза на то, что олигархи вывозят сырье и не возвращают валютную выручку от экспорта?! Более того, правительство и Центробанк не ведут даже учет таких операций! Вы правы - бюджет не наполняется, потому что его не хотят наполнять, потому что это невыгодно олигархам, в руках которых находится сегодня реальная власть в России. Если бы работа по возврату в страну валютной выручки от экспорта сырьевых товаров и по налогообложению этих доходов действительно началась, то уже в будущем году российский бюджет мог бы получить около 100 млрд рублей дополнительных доходов только от этого источника. А в целом предложения Народно-патриотического союза, которые были сформулированы нами в Концепции альтернативной бюджетной политики, позволяют увеличить доходы бюджета более чем на 500 млрд. рублей. При этом мы не предлагаем усиливать налоговое бремя для простых налогоплательщиков. Мы считаем необходимым использовать те ресурсы наполнения бюджета, которые сегодня не задействованы правительством по той простой причине, что они ущемляют интересы крупного капитала. Прежде всего речь идет о введении налога на дополнительный доход от добычи природных ресурсов, которые принадлежат государству, а значит, всем его гражданам, увеличении экспортных пошлин на вывоз энергоемкого сырья, других рычагах, которые также являются механизмами изъятия сверхприбыли у тех, кто распродает российские богатства.
КАК ПЛАНИРОВАТЬ РАСХОДЫ?
Вы все время критикуете бюджет, который разрабатывает правительство. Но не кажется ли Вам, что говорить, что деньги неправильно тратят, легче всего? Ведь даже муж с женой часто не могут прийти к согласию, на что лучше потратить скопленную сумму - на новый холодильник или на море поехать? Р.Михневич, Смоленск
- Вы, безусловно, правы. Когда невозможно купить сразу и холодильник, и путевку на море, подобного рода семейные споры неизбежны. Но это спор по поводу деталей, а не по большому счету. Потому что по большому счету согласие между мужем и женой имеется: деньги нужно потратить, и потратить с пользой для семьи. Наша же критика бюджета, критика народно-патриотических сил и моя личная, выражает несогласие с бюджетной политикой правительства по большому счету. Мы критикуем не только расходную часть бюджета, но и доходную, утверждая, что далеко не все резервы наполнения казны сегодня задействованы. Мы показываем неиспользуемые источники бюджетных доходов и на основании расчетов ученых утверждаем, что в нынешнем году усилиями правительства казна недополучит более 500 млрд. рублей. Что же касается расходов, то нас не устраивают не только конкретные суммы, а прежде всего - сами принципы расходования государственных средств. Наиболее серьезными проблемами социально-экономического развития сегодня являются: вымирание нации, бедность, детская беспризорность; ожидаемое выбытие основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа; деградация научно-технического и интеллектуального потенциала страны вследствие многократного недоинвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и в образование; деградация природно-ресурсного потенциала страны. Это действительно наиважнейшие проблемы, потому что следствием их неразрешения может стать потеря государственной самостоятельности и окончательное вырождение нации. Соответственно, приоритетами государственного финансирования должны быть именно эти области. Однако… Премьер-министр с серьезным видом уверяет депутатов Государственной Думы, что целями социально-экономической политики государства являются повышение уровня и качества жизни, а также создание условий для экономического роста, одновременно заявляя прямо противоположную им цель бюджетной политики - минимизацию непроцентных расходов. В "переводе" на русский это означает, что правительство решило сократить до минимума средства на оборону и безопасность государства, науку, образование, здравоохранение и т.д. При этом у нас не выполняются предусмотренные законодательством нормативы бюджетного финансирования всех отраслей социальной сферы - правительство идет на это сознательно при формировании бюджета, а подконтрольное ему большинство депутатов сознательно одобряет при принятии бюджета в Госдуме. Не выполняются социальные гарантии и установленные законами льготы. Свернут бюджет развития, то есть государство не находит денег, чтобы финансировать инвестиционные проекты, позволяющие вывести производство на принципиально новый уровень. Сокращаются расходы на промышленность, энергетику и строительство - как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Правительство декларирует поддержку отечественного сельхозпроизводителя, а само снижает финансирование сельского хозяйства. Наоборот, приоритет отдается процентным расходам, то есть платежам по внешним долгам. Между тем любой грамотный экономист знает, что увеличение процентных расходов бюджета означает вычет из экономического роста. Платой за то, что в бюджете есть перекос в пользу погашения и обслуживания государственного долга, является вычет из конечного спроса более полутриллиона рублей. Из-за этой политики мы теряем 5 процентов валового внутреннего продукта - вдвое сокращаются темпы экономического роста. Подводя черту, можно сказать, что правительство расходует бюджетные деньги неверно, потому что: а) сумма расходов на внутренние нужды определяется по остаточному принципу - что останется после погашения платежей по внешним долгам; б) при определении направлений и объемов государственной поддержки различных областей правительство не исходит из интересов национальной и государственной безопасности своей страны; в) принадлежащие государству доходы от добычи природных богатств достаются привилегированной олигархической верхушке. Если изменить приоритеты бюджетной политики, то расходы на жизненно важные для нас сферы могли бы увеличиться: на науку + 61 млрд руб.; на образование + 85 млрд руб.; на государственную политику занятости населения + 4,3 млрд руб.; на здравоохранение + 25 млрд руб.; на повышение до уровня прожиточного минимума минимальной зарплаты работников других отраслей бюджетной сферы +101,1 млрд руб. Дотации Фонду социального страхования, если была бы принята концепция бюджета НПСР, по сравнению с правительственным вариантом, возросли бы на 8 млрд руб. Погашение задолженности и удвоение детских пособий - на 32 млрд руб.На оплату питания школьников и оплату проезда детей в общественном транспорте можно было бы выделить 10 млрд руб.
КАК ВЫЙТИ ИЗ ДОЛГОВОЙ ПЕТЛИ?
Вот левые все время критикуют правительство и Путина за то, что они аккуратно рассчитываются с долгами, которые в свое время нахватали Ельцин и компания. Но разве это плохо, что страна признает свои обязательства, несмотря на то, что они были сделаны кучкой воров? Это же достойная позиция. Или Путин должен, как Ленин, отказаться от всех долгов и обязательств прежней власти? Но у нас ведь на этот раз не поменялся общественный строй - сменился только правитель… Е.Нестеренко, Москва
- Дело даже не в строе, а в интересах. Можно стремиться быть хорошим перед кредиторами и платить долги за счет собственного населения. А можно стремиться выполнить свой долг перед народом страны и достигать договоренностей о реструктуризации внешних долгов. Тем более что практика отказа платить по долгам, если становится невозможно выполнять внутренние обязательства государства, принята в мире. Фактически платят лишь тогда, когда берут новые займы. Польше списали 50% долгов, государствам Латинской Америки - 70%, африканским странам - 95%. И только российское правительство сделало платежи по внешним долгам приоритетом бюджетной политики страны. Видимо, мы самые богатые и благополучные… Вы знаете, я бы не проводил аналогии с политикой Ленина и большевиков после революции по той причине, что разница между 1917 и 2003 годами огромнейшая. В то время национальная валюта должна была быть обеспечена золотым запасом государства, и это считалось аксиомой. Сегодня же источником внешних займов на мировом финансовом рынке является американский печатный станок. Отказавшись в 1971 г. менять доллары на золото, США присвоили себе право эмиссии международной валюты - и доллар по сути заместил золото. С тех пор долларов напечатано в 25 раз больше, чем объем золотовалютных резервов Соединенных Штатов. Доллар обеспечен золотом всего лишь на 4%. Курс доллара поддерживается спросом на него, и только. Поэтому для США и других кредиторов важно, чтобы не уменьшался спрос на доллары. Если он вдруг упадет, то упадет автоматически и курс доллара, который теперь определяется исключительно балансом спроса и предложения этой валюты. И тогда все увидят: король-то голый! Если какая-то страна отказывается возвращать кредиты, это означает: она отказывается от новых кредитов, ведь чтобы взять новые, надо расплатиться по старым. Отказ от кредитов - очень тревожный сигнал для мирового финансового сообщества, которое уже ощущает явный перебор в долларовой эмиссии. Ведь если заемщик не рассчитывает на получение новых кредитов, то большой массив мирового финансового рынка выпадает из формирования спроса на доллар. Для США не может быть ситуации опасней, и они делают все возможное, чтобы избежать этого. Безусловно, исправные платежи по внешним долгам повышают кредитный рейтинг России, и в этом есть "плюс". Но если смотреть на все более масштабно, то "плюс" этот незначителен. И вы знаете, я бы не проводил аналогий с Лениным еще по одной причине. Хотя сегодня, как и тогда, кредиторы пытаются нажиться на России (пусть и не явно), мы не предлагаем просто взять отказаться от внешних обязательств, как это сделало советское правительство после прихода к власти. Мы говорим, что необходимо вести переговоры с кредиторами, отстаивая при этом свои национальные интересы и понимая пружины мирового финансового рынка. К примеру, можно использовать схему "долги в обмен на инвестиции". Суть ее такова: правительство платит по долгам, но не в долларах, а в рублях, причем кредиторы оставляют эти рубли в стране в качестве инвестиций в экономику - и они работают на Россию. Я проводил консультации с представителями кредиторов, и они изъявили готовность пойти на погашение долга в рублях, чтобы не потерять все. Но правительство не пошло на дальнейшие переговоры и по-прежнему исправно оплачивает долги, изымая из внутреннего оборота огромные денежные резервы: в прошлом году на погашение долгов было направлено 40% бюджетных средств, в этом году - 25% бюджета уйдет на эти цели! Делается это на удивление всему миру, который привык к тому, что в трудных финансовых ситуациях должники долги не выплачивают и кредиторы идут им навстречу. Почему? Ответ простой. Платежи по долгам - это некая плата за то, что международные финансово-полицейские структуры не арестовывают счета российских олигархов. Касьянова, Илларионова и других, кто столь упорно отстаивает позицию обязательных платежей по долгам, можно заподозрить в том, что они попросту обслуживают интересы российской олигархии, нелегально вывезшей за пределы страны около 300 млрд долларов. Эти деньги находятся под пристальным вниманием зарубежных финансовых полицейских и могут быть заморожены, конфискованы или арестованы. Для того, чтобы этого не произошло и чтобы Запад и впредь закрывал глаза на вывоз капитала из России, правительство и платит по долгам. В свою очередь, замораживание сомнительных активов наших новых русских в долларах опять-таки выгодно мировой финансовой элите. Ведь это средство не дать им обрушиться на валютный рынок и тем самым вызвать крах американской валюты. Таким образом, правительство обслуживает чьи угодно интересы, только не национальные интересы России.
КАК ЗАЩИТИТЬ РЕГИОНЫ?
Не кажется ли Вам, что федеральный центр ведет себя некорректно по отношению к регионам? Я работаю в финансовой сфере и знаю ситуацию. В течение нескольких лет идет процесс перетягивания налогового одеяла в пользу центра. То есть правительство сознательно разоряет региональные бюджеты, возлагая между тем ответственность за выплату зарплат бюджетникам и обеспечение льгот ветеранам на регионы. Л.Шумаков, Мурманск
- Так и есть. Я неоднократно критиковал политику правительства на самых разных уровнях. Который год подряд мы действительно наблюдаем, как федеральный центр тянет одеяло на себя: самые легкособираемые налоги поступают в федеральный бюджет, а у регионов остаются такие налоги, которые собираются очень трудно. К тому же пропорция, определенная Бюджетным кодексом, - 50:50 (50% - центру, 50% - регионам) постоянно не соблюдается. И региональные бюджеты не наполняются. Бюджет 2003 года приведет к тому, что регионы недополучат еще 15 - 16% средств, по сравнению с 2002 годом. А обязанность выплаты зарплаты бюджетникам возложена правительством на регионы. Откуда брать им средства для выполнения этой обязанности? Более того, финансирование льгот ветеранам, пенсионерам, другим категориям граждан (которые определены федеральным законодательством и, по логике, должны и гарантироваться федеральным бюджетом) передано в регионы. Одновременно, декларируя реформу ЖКХ, центр по сути отказался от какой бы то ни было поддержки ее, хотя долги федерального бюджета перед ЖХК - одна из основных причин финансового кризиса в этой отрасли. У регионов остается только один выход - проводить реформу за счет населения. И вся реформа оборачивается безудержным ростом тарифов на коммунальные услуги. Я отстаивал и буду продолжать отстаивать свою позицию: принципы взаимоотношений федерального и региональных бюджетов должны быть принципиально иными. Центр должен не "выкачивать" из регионов последние крохи, разоряя страну, а, наоборот, должен наполнять местные бюджеты - чтобы не на словах, а на деле повышать уровень жизни людей, развивать экономику и социальную сферу. Для этого, безусловно, необходима воля правительства. Сегодняшнее же правительство России не имеет такой воли, потому что у него другие цели. Оно не стремится сделать страну богатой - оно стремится закрепить доходы правящей верхушки, которая и без того уже безумно обогатилась за счет России, а также удовлетворить интересы зарубежных кредиторов. Однако уже сегодня имеются механизмы, способные заставить правительство хотя бы частично соблюдать интересы регионов, т.е. всей страны. Я уже упомянул о нарушении положений Бюджетного кодекса. А за нарушение законов предусмотрена ответственность. Другое дело, что сегодня нет сил, которые были бы способны привлечь правительство к ответственности, т.к. думское большинство подмято крупным бизнесом и административным давлением. Я убежден, что сильной, экономически развитой Россия может стать только в том случае, если уверенно и пропорционально будут развиваться все ее регионы. Собственно, в экономической программе народно-патриотических сил сделан такой акцент. Сила отечественной экономики заключается в едином общероссийском рынке, где органично должны сочетаться конкурентные преимущества и возможности разных территорий. Учитывая территориальную особенность России, регионы которой часто удалены друг от друга на тысячи километров, имеют совершенно разный климат, находятся в разных часовых поясах, государство должно ориентироваться на политику низких тарифов на услуги транспорта и связи. Для этого должны быть восстановлены субсидии на перевозки товаров и услуги связи в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. На территориях, которые ввиду своего географического положения находятся в особо сложных условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Калининградская область, другие удаленные регионы), следует ввести льготный режим хозяйственной деятельности. Он нужен для компенсации повышенных издержек и может предусматривать снижение налогов, субсидирование сезонных расходов, предоставление новым предприятиям налоговых кредитов, создание локальных свободных экономических зон в рамках целевых программ развития депрессивных регионов. В региональной политике во главу угла должны быть поставлены интересы и права граждан России. А потому социальные гарантии должны быть одинаковы для всех граждан - где бы они ни жили, - и обеспечиваться государственным бюджетом. Сегодня уровни бюджетной обеспеченности по регионам разнятся, и порой весьма существенно. Эти показатели необходимо выравнивать, исходя из единых федеральных социальных стандартов. Именно этого сейчас добиваются народно-патриотические силы. Региональные и местные органы власти должны обладать достаточными средствами и полномочиями для организации социального обеспечения населения, а также для развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля над эффективностью природопользования. Сегодня много говорят о разделении полномочий между местными, региональными и федеральными органами власти. Это необходимо, конечно. Однако взаимодействие их не должно ограничиваться только разделением полномочий. Субъекты РФ должны иметь возможность влиять на федеральную политику, а не безмолвно стоять на отведенной им ступеньке в так называемой вертикали власти. В государстве должен действовать механизм согласования интересов субъектов Федерации при формировании федеральной экономической политики!