Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость

Глава 4. ЧТО НАМ УГРОЖАЕТ?

ВЫБЫТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

Президент, конечно, нас убеждает в том, что жизнь налаживается. Говорит о каких-то показателях экономического роста. Но мы-то знаем, как высчитываются эти показатели, если имеется политический заказ. Поэтому веришь только своим глазам. А глаза не видят никакого света в конце туннеля. Хотелось бы узнать реальный прогноз: много ли времени в запасе у нас еще имеется до полного краха России как экономической державы (хотя ее сейчас так уже и не назовешь)? Д.Захарчук, Магадан

- К сожалению, времени осталось совсем немного. Ведь производственные фонды в промышленности уже изношены более чем наполовину - на 55%, в том числе машины и оборудование - на 70%. Доля оборудования в возрасте до 5 лет сократилась до 10%. Рентабельность в отраслях обрабатывающей промышленности, работающих на внутренний рынок, составляет в среднем около 6%. При таком уровне рентабельности развитие производства невозможно, потому что привлечение кредитов становится невыгодным, а собственных средств на эти цели не хватает. В экспортноориентированных сырьевых отраслях ситуация лучше: там рентабельность - более 30% и предприятия могут сами финансировать свое экономическое развитие. Но, контролируемые олигархическими кланами, они не возвращают значительную часть валютной выручки, не инвестируют необходимые средства в геологоразведку, не обеспечивают даже простого воспроизводства минерально-сырьевой базы. Существенно упали показатели общей эффективности экономики: производительность труда снизилась на треть, на эту же величину увеличилась энергоемкость производства. Доля убыточных предприятий в промышленности и строительстве приближается к 40%, в сельском хозяйстве - к 50%. В ходе реформ тяжелый урон понесла электроэнергетика. А это ведь базовая отрасль экономики. Произошел резкий спад производства электроэнергии (с 1100 млрд кВт/час в 1990 г. до 820 млрд кВт/час в 1998 г.) Лишь в малой степени падение компенсировано в 2000-2001 гг. (880 млрд кВт/час). Производительность труда в отрасли к 1998 г. снизилась более чем вдвое, по сравнению с уровнем 1990 г. К 2000 г. степень износа основных фондов составила 51,6 %. В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил современные производства и выразился в "откате" России по уровню их развития на 15-25 лет. Кризис российской экономики приобрел уже патологические черты - на лицо хаотический распад экономической системы, ее деградация и упадок. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом падение производства глубже там, где выше технический уровень отрасли. Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то после 1992 г. она снизилась до 22,4% (в развитых странах эта доля превышает 70%). Наша экономическая программа, программа народно-патриотических сил, позволяет остановить эти негативные процессы и переломить ситуацию, вместо спада обеспечить устойчивый экономический рост. Эта программа реальна, пока еще есть конкурентные преимущества хотя бы в ограниченном количестве направлений современного экономического роста. Но эта программа отвергается подконтрольным олигархам правительством. Ведь для ее реализации необходимо остановить вывоз капитала, вернуть государству сверхприбыли от эксплуатации общенациональных природных богатств, которые сегодня растекаются по зарубежным счетам тех, кто их эксплуатирует. А времени между тем остается все меньше. Если немедленно не будут приняты предлагаемые российскими учеными кардинальные меры по стимулированию инвестиционной активности, то через 5-7 лет производственный потенциал страны уменьшится еще вдвое.

ДЕГРАДАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Когда наши демократы рвались к власти, они во всю говорили, что страна живет за счет экспорта своих природных богатств и что это для такой великой страны просто позорно. И что изменилось с их приходом к власти? Как продавали свои богатства, так и продаем. Только если раньше вон сколько было современных заводов (диву только давался, какую уникальную продукцию они выпускали), то теперь - их нет. Все развалили! Скажите, пожалуйста, остались ли вообще в нашей стране какие-то супер-производства, которые выпускают что-нибудь по последнему слову науки и техники, и сколько они еще могут реально прожить? Б. Гуревич, Н. Новгород

- Пожалуй, самые серьезные разрушения в результате реформ произошли в научно-техническом потенциале страны. А ведь он является главным источником современного экономического роста! В дореформенные времена научно-технический потенциал нашего военно-промышленного комплекса был сопоставим с североамериканским и западноевропейским вместе взятыми. Но затем произошло обвальное падение производства в ВПК. За последние 15 лет доля научно-технического прогресса в приросте валового внутреннего продукта страны уменьшилась с 60% до 4%. Если учесть, что на долю НТП в развитых странах приходится до 90% прироста валового внутреннего продукта, то можно сказать: деградация научно-технического потенциала страны ведет к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития. Мы должны понимать, что в основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Доля интеллектуальной ренты в цене современных готовых изделий может достигать 50-70 % и выше. Сегодня лидируют именно те страны, которые способны осваивать новые знания, создавать новые технологии, получать интеллектуальную ренту. Потому что сверхдоходы обеспечивает не только природная рента, но и интеллектуальная. В основе сверхдоходов в современном мире лежит сверхприбыль, получаемая теми, кто способен создавать и осваивать новые технологии и поддерживать более высокий технический уровень, чем конкуренты. Те же, кто не способен на это, оплачивают сверхприбыль развитых стран своими природными ресурсами и низкими доходами населения. И все же, несмотря на чудовищные разрушения, потенциал производства современной конкурентоспособной продукции в наукоемких отраслях - машиностроении, атомной энергетике, авиакосмической промышленности, в области биотехнологий и информационных технологий - еще сохраняется. Мы обладаем самыми эффективными в мире технологиями производства ракет и ядерного топлива, умеем делать самые лучшие самолеты и вертолеты, имеем хорошие заделы в биотехнологиях, приборостроении, химической промышленности. Но после стольких лет простоя в запасе остается всего 3-5 лет, не более. В это время на базе сохранившегося научно-технического потенциала еще можно восстановить и обеспечить расширенное воспроизводство ряда ключевых технологий, направляющих современный экономический рост. Но, увы, сегодняшняя политика правительства не оставляет оптимизма. Если будет реализован, скажем, разработанный Минэкономразвития проект стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 г., то уже в ближайшие годы завершится необратимое разрушение большей части научно-технического потенциала страны и, соответственно, будет исчерпан важнейший источник современного экономического роста - способность генерировать и осваивать новые технологии, определяющие глобальное экономическое развитие. Чем это обернется для России, думаю, понятно. Страна просто утратит способность к самостоятельному развитию. В конечном счете, мы придем к фактической окончательной утрате национального суверенитета и превратимся в сырьевую колонию. Тем более что наши оборонные возможности за последние 10 лет значительно ослабли, способность промышленности производить современное вооружение утрачивается, а НАТО настойчиво расширяется на Восток.

ОБОРОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Недавно прочитала в Интернете сообщение о том, что нашим военным заводом построен и уже прошел испытания какой-то супер-танк. Вот только в производство его никто не запустит, потому что денег на это у Минобороны нет. Разве что возможны заказы из-за рубежа. Я женщина и, конечно, далека от всего военного. Но я понимаю, что военная мощь - это вопрос безопасности, в том числе и моей. И понимаю, что все эти постсоветские годы мы только и делали, что проедали то, что было нажито во времена Советского Союза. Прошло уже больше 10-ти лет. Ничего за это время не создавалось. В армии новой техники нет, вся старая изношена. Что нас ждет с такой армией? И. Лукьянова, Архангельск

- В СССР была создана самая мощная в мире армия, сопоставимая в техническом отношении с вооруженными силами США, а по многим параметрам и превосходящая их. По производству основных классов вооружений и боевой техники Советский Союз уступал Западу лишь по строительству крупных кораблей. Затем, начиная с 1990-х годов, российская военная промышленность практически не обновляла свои производственные фонды. Поэтому способность ее к производству современного вооружения и техники все более и более утрачивается. В сочетании с продолжающейся сырьевой специализацией российской экономики это означает, что Вооруженные силы при сохранении нынешней численности (1,2 млн чел. в 2000 г.) и при существующем уровне финансирования обречены в конечном счете на превращение из боеспособной военной организации в иерархически построенную "армию безработных", которую государство вынуждено содержать не для защиты суверенитета и территориальной целостности, а во избежание социальных и политических потрясений в случае радикального сокращения числа военнослужащих. Доставшаяся России часть бывших советских Вооруженных сил потеряла прежнюю боеспособность. Невосполнима потеря оборонных объектов, оставшихся на территории других стран СНГ. Военно-Морской Флот лишился около трети своего плавсостава, многие центры базирования и береговой инфраструктуры. Полуразрушена создававшаяся десятилетиями система обороны на дальних рубежах. Ассигнования на содержание Вооруженных сил неуклонно сокращались. Так, доля военных расходов в структуре ВВП составляла в 1991 г. - 11,1% (данные для всего СССР), в 1992 г. - 4,5%, в 1995 г. - 3,7%, в 1999 - 3,1% ВВП. При этом сам внутренний валовой продукт сократился за это время в 2 раза. Таким образом, оборонные расходы уменьшились многократно, и сегодня они в 30 раз меньше, чем у США, в 4 раза меньше, чем у Великобритании, армия которой вчетверо меньше российской. Под видом реформы Вооруженных сил был организован по сути процесс их деградации, который привел к примитивизации и усыханию целых видов Вооруженных сил страны. Так, было осуществлено слияние Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) с далеко не родственными им Военно-космическими силами (ВКС), Противоракетной обороной (ПРО), Противокосмической обороной (ПКО) и войсками Предупреждения о ракетном нападении (ПРН), что фактически привело к утрате былой мощи Ракетных войск. Ракетные войска разрушали, но никакие другие войска при этом не взяли на себя в полной мере их функции ведения стратегических оборонительных действий с огромным количеством воздушно-космических средств нападения. В том числе с высокоточным оружием воздушного, морского и космического базирования противника. То есть в стране исчезают целые виды вооруженных сил. Идет процесс деградации в оборонной промышленности. Уцелевшие предприятия этой отрасли не имеют заказов от родного государства на производство самолетов, танков, других видов техники и вооружений. Если бы не заказы из-за рубежа, то они уже бы просто закрылись. Между тем НАТО все более расширяется на Восток. Главный козырь современной войны - массированный авиационно-ракетный удар по всей системе государственного и военного управления с целью резкого снижения возможностей Вооруженных сил в отражении агрессии. С выходом блока на рубежи Польши, Чехии и Венгрии НАТО "дотягивается" до Москвы, а с учетом возможностей аэродромной сети стран Балтии - до рубежа реки Волги. Быть может, многим сегодня такая угроза кажется невероятной. Но давайте не будем забывать нашего исторического опыта: не раз вчерашние союзники в мгновение ока становились врагами, а вчерашние друзья - грабителями. Равно как не стоит забывать и крылатую фразу императора Александра III о том, что у России есть только два союзника - русская армия и русский флот. К сожалению, прогнозы специалистов неутешительны. Без радикального изменения военно-промышленной политики страны к 2010 г. стратегические ядерные силы (СЯС) России уменьшатся до уровня примерно 500 боеголовок, а силы общего назначения будут располагать примерно 40 дивизионными эквивалентами Сухопутных войск, ВВС и ВМФ (то есть около 20 сухопутных дивизий, 1500-2000 боевых самолетов и 100-150 крупных кораблей и подлодок), оснащенными в основном устаревшими вооружением и техникой, не обеспеченными горючим, ремонтом и запчастями, с низким уровнем боевой подготовки и некомплектом личного состава. Кардинальное изменение военно-промышленной политики предлагают народно-патриотические силы страны. В разработанной нами Концепции альтернативной бюджетной политики просчитаны и показаны реальные источники средств, которые позволяют, в частности, увеличить расходы на закупку и модернизацию вооружений, проведение перспективных научно-исследовательских работ на 26,4 млрд рублей, включая погашение ранее возникшей задолженности по выполненному оборонному заказу. Ассигнования на проведение военной реформы уже в нынешнем году могли быть увеличены на 500 млн рублей, а расходы на содержание мобилизационных мощностей, включая погашение задолженности правительства по их содержанию, - на 600 млн. рублей. Это лишь первые шаги по предотвращению деградации оборонного комплекса страны. Вслед за ними необходимо реализовать стратегию модернизации российских Вооруженных сил на современной технологической основе. К сожалению, у нынешнего правительства страны, по всей видимости, нет желания это делать.

ПОГЛОЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ

Мы долго жили, будучи убежденными в том, что государственная собственность означает общенародная. Чувствовали себя хозяевами заводов, газет, пароходов, земель, морей и рек. И вот большая часть всего этого общенародного хозяйства как-то так быстренько "перетекла" в руки немногих людей, минуя всех остальных. Предприятия распродали - за землю принялись. И что же - они не остановятся, пока не расхапают все, что только можно? И. Григорьев, Петропавловск-Камчатский

- К сожалению, процесс поглощения государственной собственности олигархическими кланами, начавшийся после совершенного в 1993 г. государственного переворота, продолжается. За годы правления манипулировавшей ельцинским правительством олигархии государственное имущество стало объектом наживы властей предержащих. Через келейную приватизацию по сговору с должностными лицами были присвоены наиболее прибыльные предприятия и целые отрасли промышленности. И сегодня правительство в своем отношении к госимуществу нацелено только на его дальнейшую приватизацию. Об эффективности же использования государственного имущества, тем более о значении госсобственности как инструмента проведения социально-экономической политики, правительство не задумывается: ломать - не строить. Несмотря на развернувшиеся скандалы в связи с оспариванием законности совершенных ранее приватизационных сделок, чиновники правительства и Мингосимущества по-прежнему произвольно манипулируют госсобственностью - часто с ущербом для государства и для самих предприятий. Они сознательно идут на такие сделки, когда имущество приватизируется с риском последующего признания их незаконными. Почему? Наверное, потому что уверены в том, что в угоду властвующей олигархии пересматривать итоги приватизации не будут. При этом решения о приватизации госимущества часто даже не имеют объективной мотивации. Просто есть заинтересованные в его приобретении влиятельные лица - вот и вся настоящая мотивация. В частности, правительству навязываются заведомо невыгодные при нынешнем состоянии фондового рынка решения о приватизации оставшихся в госсобственности акций доходных предприятий топливно-энергетического комплекса, естественных монополий, оборонной промышленности. Недавняя продажа госпакета акций "Славнефти" - наглядный пример того, как вопрос собственности решается междусобойчиком олигархических структур. Правительство могло получить от аукциона более 3 млрд долларов. Но в результате сговора двух участников аукциона пакет "ушел" за 1, 860 млрд долларов. Устроители аукциона в лице министра финансов сначала развели руками: мол, жаль. Но затем вместе со счастливыми покупателями стали доказывать безусловную выгоду даже такого итога аукциона. Теперь по инициативе руководства РАО "ЕЭС России" готовится "прихватизация" Единой энергетической системы. Нам говорят, что энергетика в кризисе: производственные мощности устарели, денег на реконструкцию нет. Спасти ее от краха может только приватизация. Но позвольте, население систематически переплачивает за электроэнергию, обеспечивая энергетикам значительную сверхприбыль (тарифы на электроэнергию сегодня в несколько раз выше себестоимости ее производства). И при таких огромных прибылях РАО "ЕЭС России" не может обеспечить простого воспроизводства фондов?! Куда же исчезают деньги? А этого никто не знает, как никто не знает до сих пор, сколько государство потеряло от ваучерной приватизации, проведенной все тем же г-ном Чубайсом, в результате которой в бюджет поступило только 10% от суммы планируемых доходов. На очереди еще одна подобная реформа - МПС, смысл которой в коммерциализации железных дорог. Уже началась приватизация городских земель - в чем, собственно, и заключается главный смысл принятого проправительственным думским большинством Земельного кодекса. У миллионов россиян появилась реальная опасность быть обложенными арендной платой за земли, на которых построены их многоэтажки - и это ко всем безобразиям реформы ЖКХ, оборачивающейся безудержным ростом тарифов! Запущен процесс скупки сельскохозяйственных земель. У крестьян скупают их паи по той же схеме, по какой скупались ваучеры. Скупают подставные фирмы, чтобы потом перепродать всемогущим заказчикам этой широкомасштабной акции. В ряде регионов значительная часть паев уже "перекочевала" к новым хозяевам. Вынашиваются планы приватизации объектов социальной сферы: вузы, больницы, дворцы культуры и т.д. тоже могут за бесценок оказаться в частных руках. В общем, в России еще много чего можно продать за бесценок с личной выгодой для приближенных к этому процессу чиновников и олигархов.

К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС?

То и дело встречаешь сообщения о том, что смертность в России превышает рождаемость. Но все они только фиксируют этот факт. А никаких прогнозов относительно того, к чему может привести этот демографический кризис, не дается. Понятно, что ничего хорошего "не светит". Но можно ли как-то более конкретно обрисовать наше будущее? М. Бугаева, Минусинск

- Отвечая на вопрос о том, сколько людей потеряла Россия благодаря реформам, я уже анализировал сегодняшнюю демографическую ситуацию. Теперь остановлюсь именно на прогнозе: к чему может привести происходящий процесс депопуляции и вырождения нации. Каждое новое поколение россиян количественно меньше поколения своих родителей. В 1996 г. "чистый" коэффициент воспроизводства населения снизился до катастрофической цифры - 0,6. Причем у городского населения он еще ниже - 0,5. Такого беспрецедентно низкого уровня воспроизводства ранее в нашей стране не отмечалось даже во время войн. За 21 год - с 1970-го по 1990-й - среднегодовой естественный прирост населения РСФСР составлял 769 тыс. человек. А вот с 1992-го по 2002-й имеет место убыль населения, которая в среднем за год составляет 792 тыс. человек, в том числе за 1999-2002 гг. - более 942 тыс. человек. С учетом утраченного прироста населения можно оценить общие потери нации: за десятилетие они составили 15 млн 610 тыс. человек. И это - без войн и репрессий! В докладе Госкомитета РФ по статистике (1998 г.) "Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2015 года" дается тревожный прогноз: за 1998-2015 гг. численность населения России уменьшится на 6%, т. е. на 8,6 млн человек. Темпы уменьшения населения составят 0,3 % в среднем за год. По последним прогнозам ученых, к 2050 году Россия потеряет от 40 до 70 миллионов человек. Долгосрочный прогноз говорит о "периоде полураспада" нации, то есть двукратного сокращения численности населения страны в 60-80 лет. И эта тенденция проявляется в 68 субъектах Федерации и в 5 автономных образованиях. Особенно плохо - на Севере и на Дальнем Востоке. Согласно демографическим прогнозам, в ближайшие годы значительно (на 34-40%) уменьшится население Таймырского, Чукотского и Ненецкого автономных округов. А в Мурманской, Амурской, Тамбовской областях - на 15-18 %. Если не изменить социально-экономическую политику государства, то уже в ближайшем будущем остановить происходящий процесс депопуляции и вырождения нации станет невозможно. Остается только догадываться, что станет со страной, когда на ее огромные пустующие территории устремятся чужеземцы… Но пока что еще у нас есть возможности остановить этот процесс. Что бы ни говорили "оправдатели" нынешней политики российских властей о якобы общемировой тенденции сокращения рождаемости, которая затронула Россию, все же главный фактор - экономический. До тех пор, пока оплата труда в нашей стране будет столь сильно занижена (а на сегодняшний день на один рубль наш работник производит в 4-5 раза больше, чем европейский или американский) - до тех пор невозможно ожидать того, что люди будут обзаводиться большими семьями. Кроме того, в сегодняшней ситуации необходимы дополнительные экономические меры стимулирования рождаемости. Речь идет о повышении пособий при рождении детей - даже в тяжелейшие послевоенные времена новорожденный получал от государства комплект "приданного", а на сегодняшнее пособие невозможно купить и половину необходимого малышу. Речь также идет о повышении "детских", организации здравоохранения и летнего отдыха детей, нахождении приемлемых вариантов решений жилищного вопроса, который для подавляющего большинства молодых семей является сегодня просто неразрешимым. Все эти материальные причины демографического кризиса могут быть устранены достаточно быстро - в случае реализации программы социально-экономического развития народно-патриотических сил, которую настойчиво игнорирует правительство. Но все же одновременно обществу необходимо и духовное лечение. Ведь политика уничтожения населения России подкрепляется и "идеологическим сопровождением". Молодежи навязывается отношение к сексу как к забаве. Были и такие прецеденты, когда внедрение методик, развращающих детей уже в начальной школе, подкреплялось бюджетными ассигнованиями! Поэтому необходимо восстанавливать отношение к семье как к базовой ценности, воспитывать молодых людей на традиционных христианских принципах, для которых узы брака являются святыми, а рождение детей считается счастьем, дарованным Богом. Наверное, духовные факторы сегодня не столь актуальны, но в долгосрочной перспективе они имеют, пожалуй, более важное значение, чем материальные. Ученые, кстати, настаивают на прямой связи процесса депопуляции населения России с духовной деградацией общества. Источником духовного разложения они называют порочную модель общественного устройства, которая навязана нам и которая неадекватна духовным традициям российского народа.

На оглавление