Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость
КАК СТРОИТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ?
Это в советские времена на политинформациях и прочих подобных мероприятиях в нас, пусть и под определенным углом, но все же развивали способность отрываться от повседневных житейских проблем и анализировать события и явления более масштабно. Теперь мы все погрязли в неустанных заботах о хлебе насущном, который добыть стало гораздо тяжелее, чем раньше, и ни о чем другом думать уже не в состоянии. Но все же наше барахтанье, оно ведь - следствие того, что какие-то масштабные процессы в экономике происходят не так. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить, чтобы миллионы таких же, как и я, маленьких людей смогли просто спокойно жить, не думая с ужасом о том, что завтра будут есть наши дети? Д. Пушкарев, Архангельская обл.
- Очень хорошо, что Вы понимаете взаимосвязь нашей повседневной жизни с макропроцессами, которые происходят в экономике. Ведь наши так называемые либерал-реформаторы усиленно замалчивают ее и пытаются навязать людям мысль о том, что если они плохо живут - значит, дело в их безынициативности, неумении адаптироваться к условиям жизни и т.д. А связь между тем прямая: продуманная и соответствующая национальным интересам макроэкономическая политика стимулирует развитие производства и рост инвестиций, что влечет за собой расширение занятости населения в различных сферах производительного труда и повышение благосостояния. Для этого необходимо только одно условие - чтобы государство понимало экономический рост как основу для решения социальных вопросов и имело политическую волю для реализации именно такой политики. В последнем своем послании Федеральному Собранию президент поставил задачу удвоения валового внутреннего продукта к 2010 г. Достижение этой цели невозможно, если не обеспечить 10-процентного темпа роста экономики ежегодно. Собственно, на реальности достижения таких темпов народно-патриотические силы настаивали в течение 5 лет. То, что государственная власть в лице президента вынуждена теперь признать нашу правоту, - это важный успех патриотической оппозиции. Но в то же время мы отчетливо осознаем, что без кардинального изменения экономической политики государства достигнуть намеченных целей невозможно. В противном случае слова президента в который раз останутся всего лишь благостными пожеланиями. Чтобы оживить производство и обеспечить рост инвестиций, необходимо изменить макроэкономический климат, который сегодня губителен для производственной сферы. Как его изменить? Детально это изложено в социально-экономической программе народно-патриотических сил, которая подготовлена на основании рекомендаций ведущих ученых Российской академии наук и пожеланий отечественных товаропроизводителей. В первую очередь нужно снизить процентные ставки по кредитам до приемлемого для промышленных предприятий уровня. При этом денежное предложение должно соответствовать спросу производственной сферы на финансовые ресурсы. Главной задачей для нас является наращивание инвестиций в производство. Ведь 80% средств в развитие производства сейчас инвестируют сами предприятия, которые не имеют оборотных средств. В итоге получается ситуация, когда инвестиции слишком малы и не могут обеспечить существенного оживления производства. Такая ситуация - следствие денежно-кредитной политики государства, которая устроена таким образом, что обслуживает только интересы экспортно-ориентированных сырьевых секторов. Рубль у нас привязан к доллару. Объем эмиссии рублей - к объему валютных резервов. Ставка рефинансирования нашего Центробанка втрое выше рентабельности в обрабатывающей промышленности. Естественно, что это никак не стимулирует процесс кредитования предприятий коммерческими банками. Таким образом, Центробанк не является генератором экономической активности, обеспечивающим страну надежной системой организации кредита. В оздоровлении, в общем-то, нуждается вся банковская система страны. Восстановление платежно-расчетных, инвестиционных и сберегательных функций банков будет способствовать оживлению производственной сферы, стимулирует, наряду с другими мерами, их переориентацию на кредитование производства. А система государственного страхования рублевых вкладов поможет восстановить доверие к банковской системе и вовлечь сбережения населения в экономический оборот. Государственная программа санации и оздоровления коммерческих банков должна восстановить и такую функцию банковской системы, как трансформация сбережений в производственные инвестиции. Ведь уже сегодня объем ежегодных сбережений дает возможность утроить объемы инвестиций, однако этот спасительный для экономики механизм попросту не работает. В программе народно-патриотических сил сказано, что прекращение оттока капитала является важным условием устойчивости денежной системы и нормализации денежного обращения. Для этого необходимо создание комплексной системы валютного таможенного и налогового контроля, кардинальное повышение действенности санкций в отношении нарушителей валютного законодательства. Свободная конвертируемость рубля должна обеспечивать текущие внешнеторговые операции, включая оплату импорта, туристических услуг, почтовые переводы. Одновременно требуется осуществить комплекс мер для дедолларизации российской экономики. Для этого важно предпринять меры по защите рублевых сбережений, вытеснению доллара из торговых расчетов. Расширение использования рублей во внешнеторговых расчетах, в том числе за экспорт энергоносителей, позволит рублю занять положение основной резервной валюты в СНГ, а также в других государствах, ориентирующихся на российский рынок. Это, в свою очередь, важное и необходимое условие оздоровления финансового положения предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - устранение ценовых диспропорций, образовавшихся вследствие многократного завышения цен на энергоносители, сырьевые товары, продукцию естественных монополий. Для прекращения опережающего роста цен на них должен применяться широкий спектр соответствующих инструментов государственного регулирования - от жесткого пресечения картельных соглашений до временного замораживания цен. Стержнем внешнеэкономической политики в условиях острой международной конкуренции должна стать защита национальных интересов, интересов отечественных товаропроизводителей. Наша главная задача в сфере регулирования внешней торговли - обеспечить высокую конкурентоспособность отечественного производства и создать условия для его роста, гарантировать права потребителей и стимулировать добросовестную конкуренцию. Свобода торговли и движения капитала признаются нами постольку, поскольку способствуют повышению благосостояния и обеспечению законных прав и свобод граждан страны. Либерализация торговли и движения капиталов между странами не должна рассматриваться как самоцель и проводиться под диктовку сильнейших государств - ее условия должны стать взаимовыгодными. Мы намерены защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров и в то же время повышать конкурентоспособность отечественного производства, содействовать продвижению отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью на мировой рынок. Экономика устала от хаоса, который разваливает ее, от отсутствия стабильности и определенности, а без этого невозможно никакое развитие. Необходимо определить ориентиры, а тактические действия рассчитывать уже исходя из них. Мы настаиваем на том, что необходимо ввести в практику прогнозирование и индикативное планирование социально-экономического развития. Оно должно вестись по нескольким циклам - годовому, пятилетнему и пятнадцатилетнему. Но в отличие от директив, которые спускались "сверху" при централизованной плановой системе, индикативные планы развития российской экономики не будут носить формально-бюрократического характера и навязываться административным путем. Они будут разрабатываться с участием ученых, трудовых коллективов, деловых кругов, представителей крупных корпораций и ассоциаций товаропроизводителей. Сама процедура разработки плана будет предусматривать поиск общенационального согласия в отношении приоритетов социально-экономического развития страны и опираться на работу институтов социального партнерства. То есть, помимо стратегической экономической задачи, планирование будет решать и важнейшую политическую, идеологическую задачу - сплачивать общество, объединять его ради возрождения страны. Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что все эти принципы макроэкономической политики рассматриваются народно-патриотическими силами не как самоцель, а как средство улучшения жизни всех граждан страны. Правительство упорно игнорирует наши предложения и продолжает курс на удушение российской экономики. Поэтому для нас очевидно, что осуществлена наша программа может быть только при другом правительстве - социально ответственном и работающем в национальных интересах.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА?
Навязла в зубах телереклама о самом низком в мире налоге на доходы. "Пора выйти из тени!" Честно говоря, противно это слушать, когда получаешь 3,5 тысячи. 13% из моей зарплаты - это 455 рублей. Для меня это очень большие деньги. А кто-то, хапая миллионы, платит тоже 13%. Разве это справедливо? Но, закрывая глаза на свою обиду, хотелось бы знать, достигла ли такая мера "благой" цели, которая нам навязывается телерекламой? Быть может, новые русские перестали вывозить капиталы из России и в самом деле вышли из тени? А. Климова, Ульяновская обл.
- Ваше возмущение справедливо. Ведь в нашей стране теперь действительно сложилась уникальная для мировой практики налоговая система: все платят одинаковый налог на доходы - 13 %, вне зависимости от того, какой получают доход - 2 миллиона долларов или 2 тысячи рублей. В цивилизованных странах, как правило, подоходным налогом облагается не весь доход: вычеты составляют несколько тысяч долларов в год, плюс к тому расходы на образование, лечение, приобретение жилья (или погашение жилищного кредита) и т.д. тоже не облагаются налогами. В России же общий вычет не только незначителен - около 13 долларов в месяц, - он еще и многократно меньше прожиточного минимума. Поэтому большинство россиян платят более высокий подоходный налог, по сравнению с иностранцами, имеющими аналогичные доходы (даже с учетом уровня потребительских цен). В результате проведенной правительством и думским большинством налоговой реформы налоговое бремя для сверхбогатых людей снизилось практически втрое. А для того, чтобы компенсировать возникшие из-за этого потери доходов бюджета, для бедных ставка налога увеличилась на 1 процентный пункт - с 12 до 13 %. Одновременно правительство отменило льготы по подоходному налогу для военнослужащих. То есть можно сказать, что для людей, которые посвятили жизнь службе Отечеству и постоянно рискуют жизнью, налоговое бремя возросло. Таким образом, вместо системы прогрессивного налога на доходы, ставка которого возрастает по мере увеличения доходов, в стране введена система регрессивного социального налога, ставка которого, наоборот, снижается по мере увеличения доходов. Нигде в мире такого нет. В странах, на которые равняются наши реформаторы, подоходный налог начисляется по прогрессивной шкале. В Соединенных Штатах его величина разнится от 15 до 33% в зависимости от доходов, в Германии - от 25,9 до 53%, в Великобритании - от 25 до 40%. Причем везде определен необлагаемый налогом минимум доходов, везде действуют налоговые льготы и существуют налоговые скидки. А во Франции вообще подоходным на-логом не облагается каждая вторая семья: здесь его ставка у различных категорий населения колеблется от… 0 до 56%. Богатые платят много, бедные платят мало или не платят вообще - это стандартная мировая практика. Российская же регрессивная система налогообложения противоречит нормам социальной справедливости и показывает, в чьих интересах работает наше правительство. Отвечая на Ваш вопрос о том, есть ли результаты от таких беспрецедентных мер, вышли ли из тени наши нувориши, скажу, что зарплаты высокооплачиваемых работников в какой-то мере были легализованы. Но одновременно с этим начался и другой процесс - часть прибыли предприятий стала переводиться в зарплаты их руководителей. И в этом мы тоже теперь впереди планеты всей. Например, топ-менеджер крупной западной корпорации получает в год 1-1,5 млн долларов. А некоторые наши топ-менеджеры без особой квалификации и каких-либо успехов в повышении эффективности производства - 2 млн долларов ежемесячно! Дело в том, что, получив прибыль, предприятие должно заплатить из нее 23% в виде налогов, затем раздать дивиденды акционерам, с которых тоже снимается налог. Поэтому тем, кто контролирует предприятия, выгоднее начислить себе огромные зарплаты и заплатить с них всего 13%, присвоив заодно прибыль. То есть происходит хищение прибыли у акционеров и хищение налога на прибыль у государства. Другой актуальной для страны проблемой является снижение бремени налогообложения малого бизнеса. Ведь именно непомерно высокие налоги не дают ему развиваться. Президент признал это, но правительство, похоже, не намеревается изменять что-либо кардинально. Представителям народно-патриотических сил в Госдуме удалось добиться отмены введенного Минфином двойного налогообложения малого бизнеса. Народно-патриотические силы отстояли упрощенную систему налогов - малый бизнес платит теперь один налог или использует свое право делать разовые платежи по налогу на вмененный доход. Однако само налоговое бремя еще велико, и именно слишком высокие налоги не дают ему развиваться. Вместе с тем государство теряет колоссальные доходы от эксплуатации природных ресурсов, которые, принадлежа всему обществу, эксплуатируются в частных интересах узкого круга лиц. Зато те, кто получил доступ к природным богатствам, имеют возможность присваивать себе сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов - от 20 до 50 млрд долларов в год. Мы подготовили ряд законопроектов, направленных на изъятие сверхприбыли (в настоящее время в основном нелегально вывозимой за границу) в доход государства как собственника недр. В том числе законопроект о дополнительном налоге на недропользователей, который позволяет до 80% природной ренты вернуть в доход государства. Но они блокируются правительством и думским большинством, обслуживающими интересы олигархов. Хотя во всех странах именно так обстоит дело в недроэксплуатирующих отраслях. Причем в некоторых из них государство изымает у недропользователей до 90% природной ренты. Еще одной важной проблемой, которая возникла вследствие правительственной налоговой реформы, является налогообложение средств предприятий, которые они инвестируют в развитие производства. Мы считаем, что если предприятие из своей прибыли выделяет инвестиции на развитие производства, на научно-исследовательские разработки и внедрение новой техники, то эти затраты должны исключаться из прибыли и не облагаться налогами. Раньше до 50% прибыли предприятия можно было направлять на эти цели. Это была льгота, которая стимулировала развитие производства. Ее надо восстановить, либо разрешить такие расходы амортизировать сразу же, не растягивая отнесение их на издержки на много лет. Теперь подытожим сказанное. Вся наша налоговая система базируется на обложении налогами труда и производства. Основная же часть национального дохода - природная рента - вообще не облагается налогами. Это парадокс. Налоги необходимо привести в соответствие с источниками доходов, в том числе существенно снизить налогообложение труда и производства - без этого невозможно развитие экономики. Налоговая система должна не угнетать, а стимулировать рост производства. Тогда ее можно будет назвать эффективной.
КАК ВЕСТИ ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ?
Сегодня всем понятно, что обещания наших демократов о расцвете производства, когда каждое предприятие обретет хозяина, оказались не более чем сказками. Одновременно с отказом от социализма начался процесс повсеместного разрушения промышленности. Теперь нам стали говорить об экономическом росте. Но что-то мало он заметен простому россиянину. Очень бы хотелось узнать Ваше мнение: на какой стадии находится сегодня наша промышленность - небольшой подъем или продолжение упадка? И какой, на Ваш взгляд, должна быть экономическая политика государства, чтобы поднять с колен наши когда-то мощные промышленные предприятия? Я. Христофоров, Хабаровский кр.
- Хотя правительство бодро рапортует о том, что динамика экономического роста остается положительной и объем валовой продукции растет, - темпы экономического роста снижаются. Да иначе и быть не может, потому что государство фактически самоустранилось от ответственности за кредитно-денежную и ценовую политику, допустив полный демонтаж механизма государственного стимулирования экономического роста. Если с октября 1998 г. по апрель 1999-го промышленное производство выросло на 20% - благодаря правильным мерам, то позже наблюдается падение экономического роста: в 2000 г. - 9 %, в 2001 году - 5%, в 2002 г. - 3,5%. Самое печальное: прекратился рост инвестиций - несмотря на то, что правительство постоянно кричит об их привлечении. Если в 2000 г. инвестиции возросли на 8 %, то в 2002 г. - лишь на 2,6 %. Между тем продолжается вывоз из страны капитала - около 2 млрд долларов в месяц! Происходит постоянное выбытие производственных фондов без их обновления: на 1 рубль вводимых основных фондов списывается 4 рубля устаревших или изношенных фондов. При сохранении нынешнего уровня инвестиционной активности через 5-7 лет объем производственных мощностей может сократиться вдвое. В наукоемких отраслях, которые в наше время определяют экономический рост, ситуация еще сложнее. Производственные мощности здесь используются не более чем на четверть, а их выбытие нарастает. В сырьевых отраслях ситуация значительно лучше. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках дает возможность предприятиям самим финансировать свое экономическое развитие. Но при этом даже они не инвестируют необходимые средства в геологоразведку, в простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляя значительную часть валютной выручки за рубежом. Такова реальная картина состояния российской экономики. Теперь отвечу на вторую часть Вашего вопроса. Как следует проводить промышленную политику? Необходимые меры подробно изложены в социально-экономической программе народно-патриотических сил страны, подготовленной нами на основе разработок ведущих институтов Российской академии наук и предложений отечественных товаропроизводителей. Ее главная задача - стимулирование роста производства. В условиях сложившихся в экономике диспропорций оно предполагает повышение доходов населения, активизацию конечного спроса государства, замещение импорта и восстановления сбережений населения с направлением их на приобретение отечественных товаров. Для этого необходимо: - организовать систему кредитования роста производства с использованием банков развития, кредитования коммерческих банков ЦБ под залог векселей предприятий; - расширить сферу потребительского кредита на отечественные товары длительного пользования; - обеспечить государственную поддержку развитию лизинга производимых в России техники, транспорта, оборудования; - ориентировать закупки для государственных нужд, а также для контролируемых государством предприятий, на приобретение отечественных товаров; прекратить расходование средств государственного бюджета всех уровней на приобретение импортных товаров при наличии отечественных аналогов; - осуществить предусмотренное законом восстановление сбережений граждан, в том числе погашение государственных долговых обязательств путем предоставления товаров и услуг отечественного производства. Последнее направление сыграет важную роль в формировании мощного импульса роста производства, необходимого для преодоления депрессии, поскольку активизирует конечный спрос на отечественные товары, загрузит простаивающие производственные мощности предприятий, будет способствовать восстановлению их оборотных средств, а также трансформации восстанавливаемых сбережений в инвестиции. Нашей программой определены и приоритетные направления развития промышленности, которые сочетают высокий потенциал роста на мировом рынке и достаточный уровень конкурентоспособности, а потому могут играть роль локомотивов экономического роста. К ним, в частности, относятся: - атомная энергетика; - ракетно-космический комплекс; - развитие новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения и информационной инфраструктуры; - конверсия наукоемкой промышленности с учетом перспективных направлений формирования современного и новейшего технологических укладов; - обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, и для замены которого имеются соответствующие производственные мощности изготовления самолетов нового поколения; - обновление оборудования электростанций, износ которых приближается к критическим пределам; - модернизация систем управления движением железнодорожного транспорта, позволяющая существенно улучшить пропускную способность железных дорог и своевременность перевозок; - производство современных средств гибкой автоматизации, программного обеспечения, электронно-вычислительной техники; - биотехнологии; - развитие современных транспортных узлов: морских портов, аэропортов, железнодорожных станций, автодорожных развязок, - позволяющее существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок, обеспечить условия для внедрения современных систем управления снабжением по принципу "точно вовремя", критически важных для развития производств нового технологического уклада, расширения межрегиональной и международной кооперации производства; - развитие жилищного строительства и реконструкция инженерных сетей в городах с использованием современных технологий, модернизация жилищно-коммунального хозяйства; - развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптико-волоконной связи, сотовой связи в городах. Хочу подчеркнуть, что необходимым условием реализации экономической программы народно-патриотических сил является сохранение и активизация научно-технического потенциала страны. Ведь основой экономического роста является научно-технический прогресс. И для этого в нашей программе тоже предусмотрен ряд конкретных мер. Наряду с принятием всех перечисленных мер государство должно проводить активную антимонопольную политику, гарантировать строгое соблюдение установленных законом прав потребителей - чтобы обеспечить строгое соблюдение законности в регулировании предпринимательской деятельности, то есть добросовестную конкуренцию. Недопустимо сохранение положения, при котором мафиозные структуры устанавливают контроль над рынком. Сегодня они подавляют конкуренцию и накручивают цены в 2-3 раза по сравнению с реальными издержками на производство и обращение товаров. Изъятие криминальными структурами монопольной ренты в торговле фактически является дополнительным налогом на производство. Это не позволяет предприятиям расширять сбыт продукции, снижает реальные доходы населения. Устранение этих криминальных барьеров позволит существенно поднять уровень экономической активности. А на уровне предприятий главной задачей экономической политики должно стать повышение конкурентоспособности и улучшение организации производства. Для выхода из нынешнего состояния глубокого разрушения производственного комплекса страны настоятельно необходимо восстановить кооперационные связи и технологические цепочки производства сложных товаров. В этих целях нужно стимулировать формирование целостных конкурентоспособных вертикально-интегрированных корпораций в ключевых отраслях производства. И перво-наперво сформировать необходимые правовые условия для объединения финансового капитала, торгово-сбытовых сетей, производственного и научно-технического потенциала в целостные промышленно-финансовые группы, способные к самостоятельному развитию в жесткой конкурентной среде мирового рынка. В целом же реализация нашей программы, решая наиважнейшие для России вопросы, создаст возможности для развития промышленности в каждом регионе Российской Федерации и одновременно сохранит уникальность единого общероссийского рынка - с его огромными размерами и разнообразием, сочетанием конкурентных преимуществ и возможностей разных территорий.
КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ?
Сейчас только и слышишь: инвестиции, инвестиции… И правительство работает над тем, чтобы "стимулировать приток инвестиций в экономику", и губернаторы трудятся в поте лица. А их как не было, так и нет. Или есть, но очень незначительные. Хотя все мы понимаем, что "запустить" предприятия можно только вложив средства, но у самих прозябающих предприятий денег нет. И в то же время говорят, что наши банки уже не знают куда девать деньги. Может, что-то не так делается в нашем Отечестве? Д. Новохатский, Астраханская обл.
- Безусловно, главная задача сегодня - наращивание инвестиций в производство. Ведь 80% средств в развитие производства сейчас инвестируют сами предприятия, которые попросту не имеют оборотных средств. Вот и получается, что инвестиции слишком малы и не могут обеспечить существенного оживления производства. А "вклад" в это банков, фондового рынка ничтожен. Такая ситуация - во многом следствие денежно-кредитной политики государства, которая устроена таким образом, что обслуживает только интересы экспортно-ориентированных сырьевых секторов. Рубль у нас привязан к доллару. Объем эмиссии рублей - к объему валютных резервов. Центробанк уже накопил валютных резервов больше, чем вся денежная масса в стране. Складывается впечатление, что, кроме обмена долларов на рубли и обратно, наши денежные власти ничем другим не озабочены. Таким образом, Центробанк является не генератором экономической активности, обеспечивающим страну надежной системой организации кредита, а тормозом развития, искусственно сдерживающим денежное предложение. В то время, как его руководители с упорством, достойным лучшего применения, отрицают, что денежно-кредитная политика должна выполнять инвестиционную функцию, - во всем мире эта функция является не только признанной, но и наиважнейшей. Отработаны механизмы ее реализации. Во всех развитых странах центробанки активно управляют денежным предложением, регулируя величину учетной ставки, то есть процента, под который даются кредиты банкам, формируя механизмы кредитования производственной сферы. К примеру, когда прошлой осенью в США рухнул фондовый рынок и появилась угроза серьезного экономического спада, процентная ставка была понижена до… 1,25% годовых, то есть опустилась ниже инфляции, став отрицательной в реальном выражении. Ставка рефинансирования нашего Центробанка втрое выше рентабельности в обрабатывающей промышленности. Естественно, что она никак не стимулирует процесс кредитования предприятий коммерческими банками. Ведь прибыль от производственной деятельности оказывается ниже, чем процент, который нужно платить банку за предоставленный кредит. Если в тех же Соединенных Штатах можно взять кредит под 3% годовых, то у нас меньше, чем под 20%, ни один банк не даст. Поэтому в экономической программе народно-патриотических сил особое место отводится стимулированию инвестиционной активности. Мы считаем, что государство должно создать условия для резкого наращивания инвестиций путем соответствующей организации политики денежного предложения, развертывания банков и бюджета развития, целевых программ структурной перестройки и модернизации экономики. Я неоднократно доказывал и теперь хочу обратить Ваше внимание на то, что деньги в стране есть. Объемы сбережений, которые ежегодно формируются в нашей стране, втрое превышают объемы производственных инвестиций. То есть имеются все возможности, чтобы уже сейчас утроить объемы инвестиций. Для нормализации денежного обращения, повышения инвестиционной активности и восстановления оборотного капитала в производственной сфере целесообразно использование институтов развития, механизмов рефинансирования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий, инструментов государственных гарантий. Нужно "запустить" российский Банк развития, который будет всесторонне стимулировать инвестиционную активность. Кроме того, необходимо вернуть деньги, которые "уходят" за рубеж и способствуют развитию экономик чужих стран. Но для выполнения всех этих задач нужно перенаправить денежные потоки, развернуть их в сторону производства и инвестиций, модернизации экономики. На это требуется политическая воля. Сегодняшняя российская власть ее, к сожалению, не имеет. В условиях, когда есть реальные возможности обеспечить экономический рост за счет преимущественно внутренних резервов, то и дело слышишь из уст высокопоставленных чиновников беспомощные упования на инвестиции из-за рубежа. Дескать, заграница нам поможет. Однако цифры показывают, что вывоз доходов от иностранных инвестиций превышает 90% их объема. Статистика говорит о том, что даже при общем росте иностранных инвестиций прямые капиталовложения сокращаются. То есть зарубежные инвесторы пока более заинтересованы в финансовых спекуляциях российскими активами с последующим вывозом из страны полученных доходов, нежели в долговременных вложениях средств в нашу экономику. Учитывая специфику современного периода, характеризующегося нарастающей дестабилизацией глобальной финансовой системы, народно-патриотические силы намерены защитить внутренний рынок от набегов иностранного спекулятивного капитала. Нам не нужны псевдоинвесторы, извлекающие сверхприбыли из дезорганизации национальных финансовых систем, из спекуляций против нашей национальной валюты. Вместе с тем необходимо принять меры по стимулированию прямых долгосрочных иностранных инвестиций в развитие реального сектора. Регулирование иностранных инвестиций со стороны государства должно ориентироваться на стимулирование притока прямых иностранных капиталовложений в производство при соблюдении требований экономической безопасности страны. Мы не сторонники предоставления таких льгот иностранным инвесторам, которые дискриминируют отечественные предприятия. В то же время, учитывая низкий авторитет государства и неуверенность инвесторов в стабильности правовых условий для работы в России, целесообразно ввести систему гарантий защиты иностранных капиталовложений от политического риска и экспроприации. Равные гарантии следует предоставить и российскому капиталу. Одновременно должна быть обеспечена открытость и доступность для потенциальных инвесторов - как российских, так и иностранных - информации о состоянии предприятий, а также гарантирована ее достоверность. Ваш вывод о том, что что-то делается не так, правомерен. Уточню только: "не так" означает - не в национальных интересах России. Все механизмы и рычаги, которые мы обозначаем в своей программе, научно обоснованы и проверены практикой. На них давно настаивают наши самые авторитетные ученые, их давно предлагают "запустить" ведущие отечественные товаропроизводители. Только люди, стоящие у власти сегодня, к ним не прислушиваются. Им не нужна сильная, экономически развитая страна - они обслуживают интересы узкого круга лиц, для которых целью является обогащение любой ценой с выводом капиталов за рубеж - для надежности. Поэтому чтобы реализовать имеющиеся возможности, чтобы заставить работать обозначенные нами механизмы, нужна другая власть. Власть, при которой появится доверие к государству, которая не будет коррумпирована и деятельность которой станет прозрачна для граждан.
КАК СПАСТИ РОССИЙСКОЕ СЕЛО?
Мне много лет, и всю свою жизнь я работаю на земле. Я много чего видел. Помню еще времена, когда у колхозников не было паспортов и работали мы не за зарплату, а за трудодни. Но даже при той несправедливости я не чувствовал себя таким униженным, как теперь. Понимаете, тогда мы знали, что занимаемся важным и почетным делом, что наш труд нужен стране. Сегодня же и на наш труд, и на нас самих государству глубоко плевать. Это очень удобный для оправдания наплевательского отношения к крестьянину миф - что-де там, где хотят работать, хозяйства процветают, а где не хотят - нищенствуют. Я работаю далеко не в последнем хозяйстве. И урожаи получаем неплохие. Но разве это жизнь?! За последние 5 лет купили два комбайна, за которые еще не рассчитались полностью - и это воспринимается как великое достижение! Работаем на старой, разваливающейся технике, безумные деньги отдаем за топливо, а потом не знаем, куда девать урожай. Государственных закупок практически нет, а перекупщики держат такие низкие цены, что выгоднее сгноить зерно… Потом, правда, правительство принимает решение о закупках зерна. Но когда? Когда мы успели его за бесценок отдать перекупщикам. Ну, разве может быть что-то более унизительное, чем превращение крестьянина из уважаемого кормильца страны в "лишнее звено"? Д. Евдокимов, Саратовская обл.
- Действительно, сегодня в стране только небольшая часть хозяйств работает стабильно. Остальные по сути прозябают. Проведенное в 90-х годах раздробление крупных предприятий и расчленение их технологической базы было совершенно необъяснимой с точки зрения хозяйственной эффективности акцией. Ведь в 1999 г. все группы сельхозпредприятий с численностью занятых до 180 человек были убыточными. Рентабельность в животноводстве обеспечивало поголовье скота не менее чем в 1500 голов, но таких хозяйств тогда уже осталось всего 3,4%. За десятилетие - с 1990 по 2000 г. - число работников в сельском хозяйстве сократилось с 7,5 млн до 4,7 млн человек, посевные площади - почти вдвое, поголовье крупного рогатого скота - почти втрое, производство зерна - вдвое, молока - более чем в 2,5 раза, картофеля - в 5 раз, шерсти - в 11 раз! В 90-х годах произошло перераспределение сельхозпроизводства: "село отступило на подворья". Именно - отступило, потому что резкое повышение доли личных хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции (с 26,3% в 1990 г. до 52,4% в 2001 г.) никак нельзя отнести к достижениям реформы. Товарность производства - как растениеводческой продукции, так и животноводческой - на подворьях значительно ниже, чем в сельхозпредприятиях, произошел регресс в технологии и санитарии. Скот забивают примитивнейшим способом, мясо не проходит должной санитарной обработки, в результате чего в государственных докладах о состоянии здоровья населения в последние годы зафиксированы "расширение ареала синантропного трихинеллеза", рост других заболеваний, связанных с отсутствием должного уровня санитарии. "Развитие и интенсификация индивидуальных хозяйств (частное свиноводство, выращивание овощей, зелени, ягодных культур с использованием необезвреженных нечистот для удобрения) приводит к загрязнению почвы, овощей, ягод, инвазии мяса и мясопродуктов". Таким образом, нынешнее положение дел только подтверждает давно известный постулат: повышение веса подворья в сельхозпроизводстве с его низкой технической оснащенностью является признаком разрухи на селе. Пожалуй, сами крестьяне лучше, чем кто-либо, понимают это. Из века в век жившие своим трудом и чувствовавшие себя уверенно на своей земле, теперь Вы потеряли уверенность. Работаете на изношенной технике, не имея возможности купить новую, поскольку условия кредиторов для хозяйств непосильны. Получаете за свой тяжелейший труд копейки, "тянете" непосильную ношу личного хозяйства, отдавая его продукцию перекупщикам по ценам в несколько раз ниже тех, по которым она затем продается на городских рынках. Наши крестьяне сегодня закабалены похлеще рабов. К тому же теперь благодаря думскому проправительственному большинству принят Земельный кодекс, "запустивший" приватизацию земель и отменяющий право бесплатного землепользования, разрешающий свободную куплю-продажу земельных участков и ведущий к обезземеливанию крестьян. Теперь у крестьян нет уверенности ни в сегодняшнем дне, ни в завтрашнем, потому что они не знают, смогут ли завтра работать на этой земле, будет ли она им принадлежать. Я считаю, что сегодня крайне необходимо вернуть государственную поддержку сельскому хозяйству. Свое сельское хозяйство поддерживают все развитые государства. В США и странах ЕС, к примеру, бюджетные ассигнования на сельское хозяйство составляют около 40% валовой продукции отрасли. Кроме бюджетных ассигнований и дотаций, государства поддерживают сельское хозяйство и с помощью специальных мер защиты внутреннего рынка от импортной сельхозпродукции, применяя для этого таможенные пошлины, контроль качества, квоты. Направления государственной поддержки сельского хозяйства определяются объективными условиями функционирования этой отрасли. Во-первых, это льготное кредитование сезонных расходов в сельском хозяйстве. Во-вторых, создание фондов техники для приобретения по лизингу (в аренду). В-третьих, это прекращение злоупотреблений монопольным положением на рынке, контроль за ценами на услуги монополистов (включая цены на ГСМ и удобрения, тарифы на транспортные перевозки и т.д.), исходя из реальных издержек и интересов потребителей, т.е. предприятий сельского хозяйства. Все эти меры необходимы для восстановления самого сельскохозяйственного производства. Одновременно с ними государство может и должно поддержать своего сельхозпроизводителя, создав нормальные условия функционирования продовольственного рынка внутри страны. И прежде всего - устранить существующую дискриминацию сельского производителя со стороны криминальных группировок, контролирующих городские рынки. Необходимо организовать прямые поставки товаров из села в город. Должны быть введены прямые государственные закупки сельскохозяйственной продукции по справедливым ценам. Отсутствие их уже довело крестьян до отчаяния: в последние два года, получив хорошие урожаи, большинство хозяйств не знало, куда девать зерно. Перекупщики предлагали грабительско низкие цены, а государственные закупки были ничтожно малы, да и решения о них принимались правительством намного позже сбора урожая - когда зерна в хозяйствах уже практически не было. И в нынешнем году, к сожалению, нет предпосылок к тому, что ситуация изменится. Также следует предпринять целый ряд мер, чтобы демонополизировать продовольственный рынок, положить конец произволу организованной преступности, хозяйничающей здесь. Крестьяне должны иметь прямой доступ на рынки городов! Параллельно государству, безусловно, необходимо контролировать цены монополистов - переработчиков сельхозпродукции. Кроме того, необходимо организовать на современном технологическом уровне комплексную переработку продукции сельского хозяйства. А для этого нужны солидные инвестиции в агропромышленный комплекс - как со стороны государства, так и со стороны кредитных организаций под госгарантии. Реальный механизм привлечения инвестиций нами разработан детально и изложен в экономической программе народно-патриотических сил. Кроме мер поддержки непосредственно сельхозпроизводителя, государство должно подумать и о социальной жизни на селе. Почему молодежь бежит из села? Что радостного есть в жизни сельчанина, кроме свободной продажи алкоголя? Необходима на государственном уровне целевая программа восстановления социальной инфраструктуры села. Она обязательно должна включать в себя восстановление качественного медицинского обслуживания, развитие радио и телекоммуникаций, регулярного почтового сообщения, транспортного сообщения с райцентрами, восстановление загубленной сети кооперативной торговли, стимулирование активной культурной жизни. Откуда взять средства на все эти меры поддержки? Я уже неоднократно говорил о неэффективной и беспомощной бюджетной политике сегодняшнего правительства. Народно-патриотические силы предлагали свою Концепцию бюджетной политики. По ней, в расчетах на 2003 г. реально было увеличить ассигнования на поддержку развития агропромышленного комплекса страны на 26,7 млрд рублей. В том числе на 22 млрд рублей - ассигнования на субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями и организациями агропромышленного комплекса и другими организациями производственной сферы, осуществляющими инвестиции в развитие АПК, а на 18 млрд рублей - расходы на формирование лизингового фонда для закупки сельскохозяйственной техники российского производства. К сожалению, нынешние шаги власти направлены в прямо противоположную сторону. Власть, подконтрольная олигархам, не собирается поднимать село - наоборот, она его окончательно разоряет. Фракция КПРФ и агропромышленная депутатская группа голосовали против принятых Думой Земельного Кодекса и закона об обороте сельскохозяйственных земель. Нельзя создавать условия для спекулятивных махинаций с землей! Но они стараниями проправительственного большинства Думы уже созданы. Поэтому актуальнейшей задачей становится формирование эффективной системы государственного и муниципального контроля над оборотом земли и недвижимости, сохранение возможности бесплатного землепользования для всех россиян. Вот только при нынешней власти решить эту задачу невозможно. Для этого у власти должны быть другие люди - не те, кто, распродав госимущество, нашел новый источник обогащения - землю (последнее, что у нас осталось), а те, кто хочет сохранить все богатства страны ради ее будущего.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ?
Почему большинство предприятий у нас еле влачат существование, а те, кто эксплуатирует недра, живут припеваючи? Наверное, что-то не так в управлении нашей экономикой, ведь недра принадлежат государству, а значит, оно может отрегулировать их эксплуатацию так, чтобы выгодно было не только извлекать природные богатства, но и заниматься другим производством… Д. Голошапков, Свердловская обл.
- Вопрос грамотной организации природопользования я считаю одним из важнейших вопросов экономической политики государства. Сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов, природная рента, должна идти в доход государства! Сегодня же она оседает в карманах тех, кто эксплуатирует наши недра. Причем карманы эти пришиты не к тем брюкам, которые они носят в России, а к тем, которые они бережно хранят за рубежом! И знаете, что самое парадоксальное?! То, что президент с этим вроде бы согласен. Более того - в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2001 г. он так и говорил: "Сегодня наш стратегический приоритет - это рациональное, справедливое обложение природных ресурсов - основного богатства России"... Но что же получается в реальности? А в реальности все происходит в точности до наоборот. По инициативе Правительства Российской Федерации фактически отменена плата за недра, в том числе отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Отменены и платежи недропользователей за загрязнение окружающей среды. Роль рентных платежей, взимаемых государством - собственником природных ресурсов, еще более снизилась и свелась фактически к нулю. Вместо них введен налог на добычу полезных ископаемых, не дифференцированный по месторождениям и начисляемый на тонну добытого сырья. Фактически этот налог представляет собой разновидность акциза, автоматически включаемого в цену сырьевых товаров и уплачиваемого в конечном итоге потребителями! При этом собственно природная рента - сверхприбыль, получаемая благодаря уникальным свойствам месторождений полезных ископаемых, - по-прежнему остается у тех, кто эксплуатирует природные богатства страны. Мною и моим коллегой, депутатом Сергеем Прощиным, был подготовлен проект закона о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. Речь шла о том, чтобы сделать первый шаг в реализации права собственности государства на недра. Суть налога проста: сверхприбыль, полученная от эксплуатации месторождений нефти и газа, должна облагаться дополнительным, прогрессивным налогом (вплоть до изъятия до 85% сверхприбыли в доход госбюджета при соответствующей рентабельности месторождений). Кстати сказать, такая практика принята и успешно зарекомендовала себя в Великобритании, Норвегии и других странах с давно сложившейся рыночной экономикой. При этом за основу нами был взят нормальный - по всем экономическим законам - уровень рентабельности в 30%. К тому же мы не предлагали изымать все средства, получаемые сверх этого, что называется, не глядя. Разработанный механизм предполагает дифференцированный подход к месторождениям и предусматривает вычитание из налогооблагаемой базы тех средств, которые вкладываются в развитие производства, разработку месторождений или экологические мероприятия. Это позволяет развивать производство, не нанося при этом ущерба окружающей среде, и вести разработку новых месторождений. Безусловно, непосредственное изъятие сверхприбыли - не единственная форма возвращения природной ренты государству. Это может осуществляться и через механизм государственного контроля за эксплуатацией месторождений, и посредством конкурсной продажи лицензий на разработку недр, и через экологические налоги, и другими способами. Но ни одним из них сегодняшняя российская власть не пользуется. Так вот, когда мы поставили вопрос о необходимости изъятия природной ренты в пользу государства перед президентом, он обещал поддержать нашу инициативу. Однако от вице-премьера Кудрина мы получили отрицательный отзыв на свой законопроект. Министру финансов России, по всей видимости, нет дела до сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов и нет дела до вывоза российского капитала за рубеж. Его не волнует, что эти средства остаются на оффшорных счетах за границей и с них не порой платятся даже обычные налоги, не говоря о предложенном нами рентном налоге. Фактически нам прислали отписку те, для кого приоритетом являются не государственные интересы, а интересы олигархов, эксплуатирующих сегодня наши природные ресурсы и контролирующих экспорт сырья. Этой возмутительной, с моей точки зрения, позицией первых лиц правительства объясняется предпринятая в конце 2002 г. новая попытка "достучаться" до президента. 24 декабря я обратился к нему с письмом, в котором вновь изложил свою точку зрения и информировал о негосударственных действиях высокопоставленных чиновников. Я и далее намерен жестко и принципиально отстаивать свою позицию. Ведь цена вопроса - как минимум, 150 млрд рублей дополнительных бюджетных доходов (только от введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, не говоря уже о других полезных ископаемых!). И эти средства могли бы пополнить государственную казну уже в нынешнем году, если бы правительство действовало в интересах государства и своего народа. Но уже даже президент не говорит о рациональном использовании природных ресурсов. Во всяком случае, в последнем его Послании об этом - ни слова. Возможно, олигархи и его заставили отказаться от этой идеи.
КАК ВОЗРОДИТЬ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС?
Недавно по телевидению смотрел передачу о финских лесорубах. Поразился, с каким хозяйским, бережным отношением к своим лесам фины ведут их вырубку. Как отбираются деревья для вырубки, как взамен каждого срубленного дерева сажается новое… А что творится у нас? Какие богатства лесные в Сибири! И рубят их как попало, без разбору. Вернее, разбор один - чтобы не забираться далеко, чтобы на бензин не тратиться да по тайге меньше лазить. И разве кто-нибудь сажает что-то взамен вырубленных лесных массивов? У всех только одна забота - продать бревно за границу да набить карманы побольше. И побыстрее! Г. Селиванова, Красноярский кр.
- Россия располагает огромными и уникальными запасами лесных ресурсов. В советские времена в стране была создана мощная лесная промышленность, которая включала в себя не только вырубку леса, но и переработку древесины, производство целлюлозы, бумаги, картона, пиломатериалов, мебели. В последние же 10-12 лет ввиду различных макроэкономических факторов ситуация изменилась далеко не в лучшую сторону. Производство продукции в лесопромышленном комплексе неуклонно сокращалось и продолжает сокращаться. По сравнению с 1990 г., производство деловой древесины в 2000 г. снизилось в 4 раза, бумаги и картона - более чем в 2 раза. Причем динамика сокращения темпов производства такова, что выпуск продукции, требующей глубокой переработки, ежегодно сокращается в 2 раза быстрее, чем выпуск продукции первичной переработки. Отечественные лесопромышленники вместо переработки леса у себя переориентировались на экспорт круглого леса в Китай, Японию, США. Объяснение этому процессу достаточно простое: резкое ухудшение макроэкономических условий функционирования лесопромышленного комплекса, а также ошибки общегосударственной налоговой и внешнеэкономической политики в области лесной промышленности. Высокие экспортные пошлины на конечную продукцию - фанеру, целлюлозу, бумагу - и, наоборот, низкие пошлины на бревно, а также разница внутренних и внешних цен на древесину (в России кубометр древесного сырья стоит 80-90 долларов, а на мировых рынках - до 900 долларов и выше), недоступность кредитов для модернизации производства, освоения технологий комплексной переработки леса - все это стимулирует хищническую вырубку наших лесов с последующим вывозом за границу. В результате лес вывозится на корню, а россияне вынуждены переплачивать за реэкспорт собственных ресурсов, приобретая "импортные" фанеру, стройматериалы, бумагу, мебель. Как изменить ситуацию? Безусловно, устранив причины обозначенных негативных тенденций. И перво-наперво необходимо решить две емкие проблемы - создать эффективную законодательную и устойчивую финансово-экономическую базу для развития лесной промышленности. Со стороны законодателей, чтобы не допустить дальнейшего хищнического разграбления лесных богатств, нужен обновленный Лесной кодекс. Красноярские ученые, к примеру, предлагают закрепить лесные массивы за государством и создать механизм сдачи лесов в аренду на срок не менее 50-ти лет, предусматривающий реальные меры ответственности арендаторов за проведение лесовосстановительных мероприятий, соблюдение норм эксплуатации лесных угодий. В арендном договоре могут быть зафиксированы не только регулярные отчисления лесодобытчиков на воспроизводство леса, но и обязательства арендаторов по строительству инфраструктуры - лесных дорог, складов и пр. Кроме того, заключение длительного договора с конкретным арендатором позволит обеспечить стабильное поступление в госбюджет ренты за пользование лесными ресурсами. Все это нужно предусмотреть в Лесном кодексе. Тем более что в связи с принятым Думой при поддержке проправительственного большинства Земельным кодексом создается угроза распродажи земель лесного фонда. Тогда лесопромышленные предприятия будут вынуждены покупать лес втридорога, потому что ко всем прочим затратам добавится еще и аренда земли. Более чем актуален сегодня вопрос обновления фондов лесоперерабатывающей промышленности, износ которых превышает 70%, внедрения новых технологий, позволяющих производить комплексную переработку леса и увеличивающих выход готовой продукции с одного кубометра леса в 10 раз! Для этого, понятно, необходимы инвестиции. Инвестиции можно привлечь, осуществив ряд мероприятий по переориентации финансово-кредитной системы страны на цели кредитования производственной сферы и стимулирования инвестиционной активности, которые подробно расписаны в экономической программе народно-патриотических сил. Кроме того, серьезным стимулом для развития углубленной переработки древесины и повышения эффективности использования продуктивных лесных ресурсов должно стать восстановление льгот по уплате налога на прибыль, если предприятие инвестирует полученную прибыль в производство. Вы затронули еще один очень важный вопрос - воспроизведение лесных запасов. На мой взгляд, исторически сложившаяся государственная политика в области лесного хозяйства, которая основывается на делегировании государством ответственности за реализацию охранных, защитных, воспроизводственных мероприятий по лесоустройству, а также функций организации и контроля лесопользования лесхозам, неэффективна. Принципы новой "лесной" политики, от которой наши лесные богатства не страдали бы, а наоборот, использовались бережно и эффективно, должны быть заложены в новом Лесном кодексе. Но я не могу быть уверенным в том, что при нынешней власти и нынешнем (или аналогичном нынешнему) составе Госдумы это будет сделано. Поэтому большую роль в решении этого вопроса могут сыграть региональные органы власти. В рамках существующего законодательства они вполне могут установить свои правила эксплуатации лесных ресурсов, тем более что в условиях проводящейся федеральным центром политики перетягивания бюджетного одеяла это может стать существенным источником наполнения региональных бюджетов. Да и в бережном использовании лесных ресурсов у региональных властей имеется прямая заинтересованность - уже хотя бы потому, что они сами живут на этой территории.
КАК ДОБИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Наш президент много ездит по миру. В телерепортажах часто рассказывают о том, как Жак Ширак нарушил протокол, лично встретил его на аэродроме и посадил в свой вертолет, чтобы долететь до Парижа, и прочие подобные мелочи. Но ведь смысл поездок главы государства заключается в более серьезных вещах - в продвижении наших экономических интересов, например. Очень хотелось бы знать Ваше отношение к тому, как ведется сегодняшняя внешнеэкономическая политика России. Соответствует ли она нашим государственным интересам? А. Исаев, Краснодарский кр.
- Если оценивать результаты внешнеэкономической политики с точки зрения их соответствия национальным, государственным интересам нашей страны, то ответ очевиден: ведется она неэффективно. Хотя… с какой еще точки зрения можно оценивать внешнюю политику государства? Потому-то в экономической программе народно-патриотических сил подчеркивается, что защита национальных интересов в условиях острой международной конкуренции должна быть стержнем внешнеэкономической политики государства. Наша главная задача в сфере регулирования внешней торговли - обеспечить высокую конкурентоспособность отечественного производства и создать условия для его роста, гарантировать права потребителей и стимулировать добросовестную конкуренцию. Либерализация торговли и движения капиталов между странами не должна рассматриваться как самоцель и проводиться под диктовку сильнейших государств. И свобода торговли, и свобода движения капитала признаются нами постольку, поскольку способствуют экономическому развитию, повышению благосостояния и обеспечению законных прав и свобод граждан страны. Мы намерены защитить внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, одновременно повышая конкурентоспособность отечественного производства, содействовать продвижению отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью на мировой рынок. Нами предусмотрен для этого целый ряд конкретных мероприятий, в частности, приведение таможенных тарифов в соответствие с целями экономической политики, восстановление жесткого государственного контроля за качеством импортируемых товаров и одновременно с этим - устранение дискриминационных ограничений на ввоз российской продукции, защиту прав российских граждан и организаций за рубежом. Политика единого рыночного обменного курса рубля должна ориентироваться на обеспечение конкурентоспособности имеющегося в стране производственного потенциала. При рассмотрении в марте 2003 г. в Думе законопроекта "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" я задал вопрос представителям правительства: сколько за последние 4 года было принято защитных мер для поддержки интересов наших товаропроизводителей в неравной конкурентной борьбе с импортерами? Мне ответили, что свыше десяти. Десять конкретных мер - разве это защита? Ясно, что защита наших товаропроизводителей ведется крайне слабо, вяло. Они теряют внутренние рынки при попустительстве органов государственной власти, призванных защищать их интересы. И это далеко не всегда связано с их неконкурентоспособностью. Мы хорошо видим, что наш потребительский рынок завален товарами фальсифицированными, низкого качества, а органы, которые призваны контролировать качество импортируемых товаров, этого практически не делают. Более того, недавно Минэкономразвития уже не в первый раз пыталось заключить контракт со швейцарской фирмой, которая от имени российского государства должна была бы контролировать качество импортируемых товаров - видимо, для того, чтобы завал нашего рынка импортными и не всегда доброкачественными товарами продолжался. Поэтому нужны действенные механизмы и меры защиты наших товаропроизводителей. Но к сожалению, правительство вместо этого предлагает в основном новые декларации. Народно-патриотические силы, наоборот, разработали комплекс конкретных, действенных мер, который включает в себя восстановление жесткого государственного контроля за качеством импортируемых товаров, пресечение демпинга, ввоза в страну некачественных товаров, применение компенсационных пошлин, создание системы государственного страхования экспортных кредитов и поставок, государственные гарантии и кредиты для финансирования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и др. Развивая экономические отношения с другими странами, мы должны думать в первую очередь об укреплении и развитии интеграционных процессов в странах СНГ, о восстановлении единого экономического пространства на территории Содружества. Не отказываясь от иностранных инвестиций в российскую экономику, необходимо на государственном уровне регулировать их так, чтобы стимулировать приток прямых иностранных капиталовложений в производство - безусловно, при соблюдении требований экономической безопасности страны. Для защиты экономической безопасности России на ближайший период необходимо сохранить и определенные ограничения на деятельность иностранных компаний в определяющих национальную безопасность сферах экономики. Это финансовый и торговый сектора, телекоммуникационная и транспортная инфраструктура, оборонная промышленность, недра и естественные монополии. Поэтому здесь должны действовать строгие ограничительные меры.
НУЖНО ЛИ РОССИИ СТРЕМИТЬСЯ В ВТО?
Сейчас много говорят о вступлении России в ВТО. Если послушать г-на Грефа, то можно решить, что это та заветная черта, за которой находятся ворота в рай. Но сколько этих ворот нам сулили за последние 15 лет? Слышал, что левые силы и Вы лично, Сергей Юрьевич, против вступления России в ВТО. Можно узнать, почему? А то ведь телевидение этого не расскажет. Да и газеты не напечатают. В. Белоцерковцев, Пензенская обл.
- Собственно, Всемирная торговая организация (ВТО) - это не что иное, как механизм торговых переговоров, участие в которых ничего не гарантирует. Поэтому присоединение к ней или не присоединение - это вопрос торговой политики, и решаться он должен с одной позиции: насколько вступление России во ВТО будет способствовать экономическому развитию страны. Надо сказать, мы имеем дело с очень агрессивными переговорщиками. Европейцы требуют поднять цены на энергоносители на мировой уровень, а также открыть банковский сектор и страховой рынок. США заставляют присоединиться к соглашению по авиатехнике, которое снимает меры защиты нашей авиапромышленности от иностранной конкуренции. Китай и Индия настаивают на том, чтобы мы открыли рынок для иностранной рабочей силы. На таких условиях вступление в ВТО не принесет нашей стране ничего хорошего - приведет к снижению конкурентоспособности экономики, к росту безработицы и увеличению продукции. Только одно повышение цен на энергоносители, чего от нас требуют европейцы, чревато социальным взрывом, потому что повлечет за собой скачок цен на все. Выполнить требования американцев означает загубить отечественную авиапромышленность, а уступить китайцам - значит отдать рынок труда если не по всей России, то уж по всей Сибири точно, полностью в руки выходцев из Юго-Восточной Азии. Что касается либерализации доступа иностранного капитала на российский рынок финансовых услуг, то транснациональные финансовые корпорации уже давно работают в России. Если же снять все ограничения, в России произойдет то же, что и в странах Восточной Европы, в которых после подобной либерализации не осталось ни одного национального коммерческого банка. Кроме того, вступая в ВТО, государство берет на себя определенные обязательства. В частности, мы должны отказаться от субсидий отечественным товаропроизводителям. Но ведь это равносильно отказу от основных механизмов формирования и регулирования промышленной, структурной политики в государстве, предусматривающей использование льготных кредитов, государственных гарантий и закупок, целевых инвестиционных программ. Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что провозглашаемые Всемирной торговой организацией равные права и равные обязательства для всех участников на самом деле таковыми не являются. К примеру, выдвигаемое нам требование привести внутреннее законодательство в соответствие с правилами ВТО многими развитыми странами не соблюдается. К примеру, в законодательстве Соединенных Штатов действует противоположная норма: любое из положений ВТО не имеет силу, если противоречит какому-либо закону США. А от России требуют корректировки нашего законодательства "под ВТО". Фактически вместо равноправного сотрудничества менее сильных участников ВТО вынуждают обеспечить максимальный доступ на свой внутренний рынок для более сильных. С одной стороны, эта организация служит для формирования таких институтов (правил игры) глобальной экономики, которые максимально отвечают торговым интересам развитых стран в реализации их конкурентных преимуществ. С другой стороны, ВТО является инструментом в руках лидеров мировой экономики для "взлома" национальных рынков стран периферии и установления контроля над их ресурсами. Кстати сказать, в последние несколько лет ярко обозначился конфликт интересов стран-участниц ВТО. Более 60 развивающихся стран заявили, что они не могут позволить себе расширять рамки либерализации торговых отношений, и выступили с предложением отсрочить введение ранее запланированного нового этапа либерализации внешней торговли. Не лестно оценивают ситуацию и с другой стороны. Так, Эндрю Роуз, профессор экономики Университета Беркли, заявляет: "Не существует убедительных наглядных доказательств того, что ВТО на самом деле стимулирует торговлю, ...членство в ВТО не приводит к расширению торговых операций... Точнее говоря, регулирование внешней торговли в странах, присоединяющихся к ВТО или являющихся ее членами, и в остальных странах существенно не отличается" (Financial Times, 07.11.2002). С учетом перечисленных обстоятельств очевидно, что на тех условиях, которые нам диктуют, вступление в ВТО для России невыгодно. Как говорится, овчинка выделки не стоит. Да и что, собственно, страшного, если мы туда не вступим? С каждой страной-партнером Россия имеет конкретные соглашения о режиме наибольшего благоприятствования, что дает нам такой же доступ на рынок, как и членам ВТО. Единственное преимущество, которое может дать нам вступление в ВТО, - это право участвовать в международных спорах. За это право надо бороться, но столь дорогой ценой платить за него не стоит. Мы можем стать членом Всемирной торговой организации, но только при условии, что это не лишит государство инструментов защиты отечественных товаропроизводителей.