Сергей Глазьев
Благосостояние и справедливость

Глава 1. ГДЕ МЫ? ПО УРОВНЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Страна безудержно катится вниз. Мы ощущаем это, но - на своем, бытовом уровне. Из газет, радио, телевидения доходит какая-то разрозненная информация, подтверждающая наши ощущения. И в то же время средства массовой информации активно говорят о высоких темпах роста, о наметившихся положительных тенденциях в экономике… В общем, цельной картины того, на каком уровне мы сегодня находимся, не получается. Очень хотелось бы с Вашей помощью, Сергей Юрьевич, составить представление об этом. Где мы сейчас? На какой ступеньке - в контексте мировых тенденций развития? Д. Белозеров, Смоленская обл.

- Действительно, официальные средства массовой информации, контролируемые администрацией президента и правительством, усиленно пытаются создать иллюзию положительных тенденций в экономике России. И вроде бы это оправдывается благими намерениями: мол, устали люди от того, что "все плохо", - хотят уже, чтобы было хорошо. Но вот только благими намерениями, известно куда, вымощена дорога. Да, мы устали от деградации промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики. Нам хочется возродить утраченную экономическую мощь. Но ее нужно именно - возрождать, а не говорить об этом. И для начала оценить реально, где мы в настоящее время находимся. На какой ступеньке? Замечу, что уровень экономического развития оценивается комплексом показателей. Однако существует один достаточно красноречивый показатель - размер валового внутреннего продукта в расчете на душу населения. Его рассчитывают по паритету покупательной способности и используют, когда требуется кратко охарактеризовать уровень развития экономики. В этом случае все страны мира можно разделить на три группы. В первую группу - с самым большим, более 15 тыс. долларов на душу населения, ВВП - входят США, страны Евросоюза, Япония, а также многие нефтедобывающие страны, уровень развития которых в целом вряд ли можно считать самым высоким, - Оман, Саудовская Аравия. Вторую группу составляют страны с величиной ВВП от 5 до 15 тыс. долларов на душу населения. В нее входят многие страны Латинской Америки, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Россия. В третью группу попали страны с величинами ВВП на душу населения менее 5 тыс. долларов - Индия, Египет, ряд стран СНГ. Да, у нашей страны остались внешние атрибуты принадлежности к, так сказать, первому миру. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН (хотя статус этой международной организации после иракских событий подорван), участником "большой восьмерки". Кроме того, мы участвуем в саммитах Евросоюза и натовской "двадцатки". Однако эти внешние атрибуты основаны в большей степени на страхе перед все еще остающейся у нас ядерной кнопкой, чем на авторитете страны как высокоразвитой экономической державы. Если сравнивать нашу нынешнюю жизнь с жизнью в СССР, то следует констатировать кратное снижение показателей. Население России в 2 раза меньше, чем население СССР в конце 1980-х годов. Объем валового внутреннего продукта в 2001 году составил 67,1% ВВП 1990-го года. По самым грубым оценкам, за 10 лет мы потеряли половину своего производственного потенциала. Оборонный потенциал страны снизился втрое. Научно-техническая деятельность сократилась до одной десятой по сравнению с той, что была во времена Советского Союза. По качеству жизни, экономического и человеческого развития Россия, по различным оценкам, занимает 64-е место в мире, тогда как СССР занимал 35-е. Все, что нам досталось от Советского Союза, на сегодняшний день почти полностью проедено, изношено, утрачено или разрушено. Вот вкратце та реальность, которую мы сегодня имеем. И не стоит, подтасовывая цифры, приукрашать ее. От этого ничего не изменится. Реальная оценка положения дел - это, если хотите, первый этап в процессе изменения нашей жизни к лучшему. А реальность такова, что при всех колоссальных потерях в экономике мы все еще производим немало. По оценкам внутреннего валового продукта, сделанным на основании паритета покупательной способности валют, доля ВВП России составляет 2,5% мирового ВВП. Для страны, население которой составляет 2 с небольшим процента человечества, это далеко не безнадежный показатель. Он дает возможность сделать вывод: мы уже сейчас должны жить гораздо лучше, чем живем. Значит, наряду с необходимостью повышения темпов экономического развития, не менее актуален вопрос социально справедливого распределения национального богатства.

ПО КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ

Большинство из нас зарабатывает смешные для развитых стран деньги - 100, 150 долларов в месяц. Но с другой стороны, и продукты у нас стоят, если переводить на доллары, не столько, сколько в Америке или во Франции. И электроэнергия, говорят, дешевая. Да и вещи тоже - если турецкие… Можно как-то более точно сравнить насколько хуже, чем они, мы живем, - нежели просто пересчитывать зарплаты на доллары? В. Переверзев, Ульяновская обл.

- Конечно, можно. Причем сделать это можно, просто раскрыв статистический ежегодник Госкомстата России. Если оценивать зарплату, то здесь мы увидим обозначенные Вами 100 долларов - среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников в России. Рядом - аналогичные показатели других стран: примерно 3 тыс. долларов в месяц - во Франции или около 14 долларов в час - в США. Можно сравнить и уровень безработицы. К примеру, в России в 2000 г. безработных было 9,8% среди экономически активного населения, в Японии - 4,7%, в США - 4%, в Швейцарии - 2,7%. Но Вы правы: простой пересчет зарплат на какую-то валюту не может быть универсальным показателем качества жизни. Однако можно оценить, какая часть семейного бюджета тратится, к примеру, на питание. Так вот, на питание семьи из 4-х человек в США расходуется 40% дохода одного работающего члена семьи. Французы расходуют на питание семьи из 4-х человек около 1/3 зарплаты одного работающего. Аналогичной же российской семье, чтобы нормально питаться, нужно тратить 1,5 зарплаты одного работающего. Или ухудшать качество питания. Что и происходит сейчас, о чем свидетельствует сравнение потребления продуктов на душу населения в год. Так, россияне довольствуются 43 кг мяса, в то время как американцы съедают его по 120 кг, французы - по 93 кг. Потребление молочных продуктов выглядит следующим образом: россияне - 221 кг, американцы - 269 кг, французы - 430 кг. Фрукты и овощи тоже стали малодоступны жителям России. Мы съедаем их по 37 и 89 кг соответственно, американцы - по 106 и 121 кг, французы - по 91 и 134 кг. Зато сравнительно недорогой картошки мы едим по 122 кг, замещая ею недоступные продукты. Больше нас съедают картофеля только в Белоруссии, Польше да на Украине, причем в первых двух странах это не есть просто замещение: здесь и мяса, и молока, и рыбы едят побольше нашего. Что же касается Америки и Франции, с которыми мы сравнивали все предыдущие показатели, то в них потребление картофеля достаточно умеренное: 59 и 84 кг соответственно. Другой важный показатель качества жизни - доступность жилья. При общем более высоком уровне цен на жилье в развитых странах система кредитования делает его доступным для всех работающих людей. В России же сегодня приобретение квартиры для большинства населения попросту нереально. Риэлтэры констатируют, что основная доля сделок на рынке недвижимости - это варианты съездов-разъездов родственников, обменов имеющегося жилья на другое. Можно пережить любые тяготы и невзгоды, но в том случае, если видишь лучшую перспективу в будущем. К сожалению, большинство россиян перспективы не видят - 20% городского населения уже находятся на социальном дне и не имеют каких-либо шансов оттуда выбраться. Две трети людей оказались в состоянии хронической бедности. Российская семья с тремя и более детьми в большинстве случаев обречена на нищенское существование. Статистика говорит о том, что 80% таких семей имеют доходы на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Отсутствие перспективы - вот самая вопиющая несправедливость.

ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Когда на нашем телевидении появился первый латиноамериканский сериал - "Богатые тоже плачут", - моя дочь сказала: "Нам навязывают эту лобуду на телевидении и такую же лобуду на эстраде, чтобы мы могли поглощать ту политическую лапшу, которую вешают на наши уши". Я посмеялся этому ее, как мне казалось, молодецки-категоричному выводу (она тогда только окончила университет). Но теперь все чаще вспоминаю ее слова и думаю, как все-таки дочь была права. Раньше мы гордились тем, что мы - самый читающий народ. Сейчас народ читает мало, а если читает - то какие-нибудь дурацкие детективчики, ужастики да низкопробные любовные романы. Кино как время провождения досуга исчезло. Говорят, что в Москве кинотеатры не пустуют, но в провинции они все либо разрушены, либо перепрофилированы. А в тех, что уцелели, крутят только примитивные голливудские боевики. Театры стали не по карману народу, да и сами театры тоже скатились на уровень ширпотреба в желании привлечь зрителя. Может быть, для Вас, как экономиста, это несущественные проблемы. Но я гуманитарий, и мне кажется, все это - тревожные симптомы снижения интеллектуальности общества. С одной стороны, Америка, поглощающая те же боевики и те же ужастики, достигла вон каких экономических высот. Но с другой - представить, что Россия с ее культурным наследием вдруг скатится до такого уровня, страшно. К тому же как человек, воспитанный на русской культуре, я не могу допустить возможность достижения высокого экономического уровня в России без высокого интеллектуального уровня общества. А. Коновалов, Кабардино-Балкария

- Как и Вы, я воспитан на русской культуре. И мне также больно смотреть на происходящий процесс духовной деградации общества. Разделяю оценку, данную этому процессу Вашей дочерью, и абсолютно согласен со всеми Вашими словами. Замечу только, что Америка достигла своего уровня во многом за счет других стран, в том числе и за счет "выкачивания" из них мозгов. При этом американская элита пользуется интеллектуальными и высокодуховными продуктами культуры, предоставляя остальным право потреблять суррогаты эрзац-культуры, щедро экспортируемые по всему миру. К сказанному Вами могу добавить собственную оценку положения дел в состоянии духовного, научно-технического потенциала. Ведь поглощение или непоглощение навязываемого России с легкой руки западных политтехнологов уровня "духовной продукции" - это в конечном счете дело вкуса. А вкус во многом формируется средствами массовой информации. Но не только. Огромное значение имеет уровень образования - не в смысле наличия какого-нибудь диплома, а именно уровень знаний, которые человек получает в процессе образования. Ваша дочь очень точно оценила смысл начинавшегося процесса в самом его зародыше, потому что в ней был воспитан высокий вкус и развита способность аналитически мыслить. Но, увы, сегодня мы вынуждены констатировать, что интеллектуальный, научно-технический потенциал нации обречен на резкое сокращение, а при сохранении нынешней государственной политики - и на вырождение. Официальная статистика располагает данными, характеризующими человеческий потенциал нации, которые, правда, редко придаются широкой огласке. Есть такой показатель - индекс человеческого развития (ИЧР). Он соединяет в себе три показателя: доход, образование и продолжительность предстоящей жизни, - и дает композитную оценку человеческого развития. Так вот, страны с ИЧР менее 0,5 - это страны, где уровень человеческого развития низкий, страны с ИЧР 0,5 - 0,8 достигли среднего уровня развития, высокий уровень развития в тех странах, где ИЧР 0,8 и выше. Россия относится к странам со средним уровнем развития. За 1999- 2001 годы показатель ИЧР для России несколько вырос с 0,756 до 0,766, и основным фактором роста является рост ВВП на душу населения в реальном исчислении. Однако несправедливое распределение произведенного национального богатства (в пользу небольшого круга людей) не дает простым людям почувствовать себя даже на среднем, по мировым меркам, уровне. Положительным фактором при расчете индекса человеческого развития в России является по-прежнему высокий уровень грамотности населения и высокая доля учащихся и студентов: значение индекса образования выше 0,9. Однако создались условия к снижению в ближайшее время этого показателя. Так, средний возраст преподавателей, профессоров в высшей школе достиг 60-ти лет. Аналогична ситуация с кадрами в науке, с высококвалифицированными специалистами - в промышленности. То есть те, кто способен передать свой духовный потенциал молодому поколению, попросту вымирают. Более молодые, успевшие получить от старых преподавателей этот потенциал, уезжают. Страну покидают лучшие умы. Мы потеряли за последние годы сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, работающих теперь за рубежом, обеспечивая там научно-технический прогресс и духовное развитие общества. Но если от нашего с Вами эмоционального возмущения перейти к попытке обобщить и обозначить суть проблемы, то, по-моему, можно сделать такой печальный вывод. Сегодня образуется критический разрыв между поколениями, когда новое поколение людей, определяющее дальнейшую судьбу страны, по своему интеллектуальному потенциалу и профессиональным возможностям существенно уступает предыдущему. Неплохие показатели уровня образования населения, фиксирующиеся официальной статистикой, - в основном остатки накопленного в прошлом потенциала. Призывные комиссии уже отмечают катастрофическое снижение уровня знаний призывников. Среди 18-летних юношей имеются такие, которые не освоили курса начальной школы! И это им мы доверяем современное оружие! Количество безнадзорных детей в стране перевалило за миллион - в мирное-то время! И все они, естественно, не учатся (хотя Минобразования говорит о примерно 400 тысячах детей, не посещающих школы). Вот и получается, что наряду с физическим истреблением российского народа (о чем свидетельствуют ужасающие цифры естественной убыли населения - 942 тыс. человек ежегодно за 1999-2002 гг.), происходит его интеллектуальное вырождение. О том, что происходит это не случайно, а является следствием политики властей, говорят цифры расходов государства на образование, науку, здравоохранение. Доля их финансирования составляет по отношению к доходам федерального бюджета в 2003 г. соответственно 4%, 1,7% (на фундаментальные исследования и содействие НТП) и 1,6%. Если оценивать долю расходов на образование и здравоохранение по отношению к внутреннему валовому продукту, то в 2001 г. она составила 3,1% и 2% соответственно. В развитых странах аналогичные расходы больше в разы! Это особенно возмутительно потому, что в стране имеются все возможности значительно увеличить инвестиции в интеллектуальный, духовный и физический потенциал нации. Представители народно-патриотических сил показали это в своем, альтернативном правительственному, бюджете. Однако правительство настойчиво проводит политику, ведущую к деградации человеческого потенциала нашей страны.

На оглавление