Предисловие Ю.М. Батурина: российский парадокс лжеца
Утверждение №1. Перед тобой, читатель, книга, ценность которой не понимает и сам автор - Олег Арин.
Утверждение №2.
Данная книга - инструмент искривления
перцептивного политического пространства.1
Если не первое, то второе утверждение, вероятно,
обидит Олега Арина. Действительно, цель, которую,
видимо, ставил перед собой автор - выправить
восприятие реального политического ландшафта,
"снять покров с наших представлений о себе и
мире. Обнажить реальность…".2 Результат
же именно такой - искривление. Чуть ниже
мы покажем это. А пока сформулируем
Утверждение №3
(древнегреческое). Все критяне - лжецы.
Сделанное жителем Крита это высказывание
истинно, если предположить его ложность. Оно
называется парадоксом лжеца.
Утверждение №4 (российская версия парадокса лжеца). Все российские политологи - лжецы.
Схематично:
Будем в дальнейшем использовать более вежливую формулировку основной идеи Олега Арина.
Утверждение №4а. Все российские политологи заблуждаются.
Утверждение №5. Олег Арин - российский политолог.3
Из утверждений №№4а и 5 немедленно следует
Вывод 1: О. Арин - заблуждается.
Интересно
выяснить природу и предмет его заблуждения.
Отбросим некоторую упрощенность представлений
автора, например, о субъекте международного
права. 4
Пренебрежем его сознательным
лукавством, когда он, например, утверждает, что ни
в одной стране мира не видел товаров, "на
этикетке которых было написано: сделано в
России".5
Принципиальный момент - выбранная
О. Ариным модель. "Россия на обочине мира"
предполагает модель дороги. Причем Россия то ли
остановилась на обочине с поломкой, то ли
медленно катит по самому краю, а ближе к осевой
проносятся лимузины и не замечают ее. Между тем,
жизнь (в том числе и политическая жизнь) идет не
по ленте, а скорее - по гиперплоскости, причем в
разных направлениях.
Когда осматриваешься, видишь круг
(или сферу), сам - в центре, а кто-то на периферии
(от греч. - окружность). Иногда так строят и
географические карты. Например, известна карта,
"ориентированная на Мекку". Она создается с
помощью стереографической проекции поверхности
Земли на плоскость, касательную к поверхности в
точке, где находится Мекка. Ничто не мешает
построить такие карты, ориентированные на
Вашингтон, Пекин, Москву или Нджамену. Ясно, что
они будут достаточно искажены по сравнению с
привычным глобусом. Но именно такие
теоретические "карты" создают
политологи-международники. Они и правильны и
неправильны одновременно.
Карта мира складывается из двух
частей: того, что видишь вокруг (более или менее
объективно); того, что видишь внутри себя, в
центре своей "карты" (субъективно по
определению). Самоанализ, интроспекция всегда
сложнее.
Задача состоит в том, чтобы
нарисовать картину ("карту" если угодно)
мира из относительно объективных фрагментов:
того, что видишь вокруг; себя, как тебя видят со
стороны (со стороны - виднее).
Олег Арин хочет (не просто хочет -
вопиет, бьет во все колокола), чтобы Россия
увидела не только мир, но и себя со стороны. Но
возможен ли такой ракурс?
По существу речь идет не просто о
наложении двух разных точек зрения, а о
построении внутренне организованной,
динамически совмещенной точки зрения.
Современная физика подбирается к решению этой
задачи, изучая многослойные семантические
пространства, дающие возможность более
целостного воспроизведения объектов.
Будет нагляднее, если мы переведем то же самое на язык искусства.
Маленький
портовый городок, корабль заходящий в гавань,
небольшие здания, в одном из которых - картинная
галерея; в ней молодой человек рассматривает
картину, на которой - маленький портовый городок,
корабль, заходящий в гавань, небольшие здания, в
одном из которых - картинная галерея…
Это рисунок голландского
художника-графика Маурица Корнелиуса Эшера
"Картинная галерея". Как он добился этого?
Особым искривлением пространства восприятия.
Логика
процесса такова.
Существует объективная картина мира
("картина"). Она включает в себя Россию
("город"). В России существует некий набор
политологических описаний ("галерея"). Одно
из этих описаний создал наш политолог
("зритель"), который по-своему видит картину
мира ("картину"). Нужно сделать так, чтобы его
картина была как можно ближе к объективной. То
есть нужно замкнуть схему:
Картина мира
("картина")
Россия ("город")
Набор политологических описаний ("галерея")
Политолог ("зритель")
Схему можно изобразить в ином виде:
Политолог
("зритель")
Картина мира ("картина")
Россия ("город")
Набор политологических описаний ("галерея")
Политолог ("зритель")
В сжатом виде схема выглядит следующим образом:
Таким образом, политолог оказывается "вне себя" (не в смысле гнева, хотя и праведного, которым страдает автор "России на обочине"), или "внутри себя", как кому нравится.
ПОЛИТОЛОГ |
Эта логическая схема точь в точь совпадает с
логической структурой парадокса лжеца
(Утверждение №3), что доказывает: проблемой,
которую мы обсуждаем, вплотную занимались еще
античные греки. С тех пор ученые несколько
продвинулись вперед и придумали пространства с
переменной топологией - топосы. Общая теория
топосов показывает, что справедлив принцип
дополнительности топологии и логики: мы можем
пользоваться неизменной топологией
(определенным восприятием картины мира), но рано
или поздно придем к видимым нарушениям логики. И
наоборот.
Как именно Олег Арин искривляет
перцептивное политическое пространство
(Утверждение №2), читатель может уяснить, следуя
за логикой автора (и нередко получая от этого
эстетическое удовольствие).
Почему ему удалось разрешить
парадокс лжеца - благодаря то ли призванию
ученого, то ли глубокому знанию Гегеля, то ли
судьбе, позволившей взглянуть на мир не только из
России, - во всяком случае, ему это удалось.
Справедливости ради отметим, что
инструмент, применяемый Олегом Ариным, все же не
идеален.
Во-первых, поскольку "еслибизм -
это чисто русское явление",6 сам Олег
Арин, как российский автор, не избежал его.7
Во-вторых, автор ошибочно включает
"веру" во введенное его женой понятие
"еслибизм"8 (Возможно, он просто не
понял свою жену, потому что неоправданно считает
ее "рядовым читателем".9 Здесь он на
модельном уровне повторяет ошибку тех, кого
критикует. Впрочем, мы уже выясняли - виднее со
стороны).
Утверждение №6
(Амброз Бирс). Вера - безоговорочное принятие
того, что люди незнающие рассказывают о вещах
небывалых.
Видно, что это усиленная современная форма
парадокса лжеца. Отсюда следует
Вывод 2. Вера может помочь нам в решении задачи, которой посвятил свою книгу Олег Арин.
Юрий Батурин