Глава вторая.
Военная безопасность России на Дальнем Востоке и Тихоокеанский военный потенциал США

В официальном внешнеполитическом документе - Концепция национальной безопасности Российской Федерации - в разделе “Национальные интересы России” не указываются интересы страны на конкретных региональных направлениях. В следующем разделе - “Угрозы национальной безопасности Российской Федерации” также нет упоминаний конкретных стран, угрожающих безопасности России, равно как и "зон опасности” или очагов напряженности в Восточной Азии. Однако есть одно утверждение, которое может быть применимо и к Восточной Азии. В Концепции сказано: “Угрозой для национальной безопасности России в оборонной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность”.39

Известно, что мощной вооруженной группировкой в ВА является совокупный военный потенциал США и их союзников, прежде всего Японии и Южной Кореи. Хотя на официальном уровне военное присутствие США в регионе, весь комплекс американо-японских военных отношений перестал рассматриваться в антироссийском ключе, однако само наличие военных сил России на Дальнем Востоке, созданных в свое время, прежде всего, “под США и Японию”, сохраняет свою актуальность, на что намекает только что приведенная цитата из Концепции. Выражаясь яснее, Россия не сбрасывает со счетов потенциальную военную угрозу со стороны США и Японии. Вопрос теперь в том, насколько адекватен наш потенциал задачам обеспечения национальной безопасности восточных рубежей России.

Таблица 1
Эволюция военной мощи России на Дальнем Востоке

Виды вооруженных сил

1985

1989

1992

1996

Наземные силы

Численность (тыс.чел.)

Дивизии

370

41

390

43

320

36

190

15

ВМФ

Водоизмещение (тыс.т)

Всего кораблей, в т.ч.

Основные надводные

Подводные лодки

(вкл. атомные)

1780

835

90

140

70

1900

840

100

140

75

2070

780

70

90

60

1550

660

55

60

45

ВВС

Всего боевых самолетов

Бомбардировщики

Истребители

2200

440

1600

2430

460

1700

1860

360

1330

900

130

450

Примечания: 1985 г. - начало “перестройки”; 1989 г. - наивысший пик военного потенциала ТОФ; 1992 г. - начало капиталистических реформ в России.

Ист.: Доклад японского института оборонных исследований (“Обзор стратегического положения в Восточной Азии 1996-1997”). - Экспресс-Информация ИДВ РАН. М, 1997, №12, сс. 75-76. Со ссылкой на издания УНО “Белая книга по обороне”.

Таблица 1 дает представление об абсолютных величинах наших вооруженных сил на Дальнем Востоке и динамику его количественного сокращения за период с 1985 г. по 1996 г. Данные в таблице перепечатаны с ежегодников УНО Японии. Другие справочники, не исключено, могут дать иные цифры. Однако их порядок, скорее всего не изменится.

Нынешний главком ВМФ России, в бытность командующий Тихоокеанского флота (ТОФ) адмирал В.И. Куроедов в интервью журналистам газеты “Владивосток” говорил: “Боевой состав ТОФ значительно сократился. Если в 1992 году Тихоокеанский флот насчитывал 335 боевых единиц, то в нынешнем году их осталось около 140. Численный состав военнослужащих сократился в 2 раза. ... Сейчас бюджет задолжал флоту около 2 триллионов (не деноминированных рублей - О.А.)”.40 О моральном состоянии было сказано следующее: “Не выдам секрета, если расскажу, что многие офицеры, приходя утром на службу, отмечаются и идут зарабатывать деньги. Такая ситуация есть.” (там же).

На фоне подобных цифр, и это, пожалуй, самое удивительное, на вопрос журналистов: ”Сейчас в зоне Тихого океана два мощных флота - наш флот и флот США. И сохранение между ними паритета - очень важная задача. Как вы считаете, несмотря на значительные сокращения ТОФ, может ли наш флот поддерживать этот баланс?” - адмирал Куроедов ответил: ”Не только может, но и поддерживает. И это признано всеми. Мы можем поддерживать ядерный паритет. Да, сравнительный анализ численности российского и американского флотов показывает, что баланс не в нашу пользу. Но мне кажется, надо России дать шанс жить здесь, в регионе, не числом, а умением (подч. О.А.)” (там же).

Если дело не в “числе”, а в “умении”, которое позволяет решать поставленные перед флотом задачи, непонятны сетования адмирала на долги правительства перед флотом. Тем более что на вопрос: “Как вы считаете, может ли Япония вступить в военно-политический союз с Россией?”, - адмирал отвечает: “Не исключено. В 1993 году было подписано первое соглашение между нашими странами “О предотвращении инцидентов на море”. Первый маленький шажок уже сделан. Впрочем, главный аспект, который мешает развитию отношений между Россией и Японией - проблема северных территорий, - до сих пор не устранен (подч. О.А.)” (там же).

Логика адмирала явно за пределами “разумной достаточности”. Отдадим “острова”, и Япония станет военно-политическим союзником России. Заодно в этот союз втянет и своего патрона - США. Ответы адмирала подталкивают также и к таким умозаключениям. Несмотря на уменьшение нашего военного потенциала почти вдвое (количественный баланс не в нашу пользу) ядерный паритет с США мы поддерживаем. Мы его поддерживали и до кардинального сокращения, т.е. к началу 90-х годов, хотя также уступали военному потенциалу США на Тихом океане. Может быть, мы сохраним этот паритет, сократив еще в два раза наш военный потенциал на Дальнем Востоке?

Безусловно, все зависит от того, как и что считать. Или мы начинаем анализировать совокупное военно-стратегическое соотношение сил - тогда одна калькуляция, или мы рассматриваем региональное соотношение сил, т.е. в районе Восточной Азии и Тихого океана. В таком случае будут другие расчеты. Американцы, считая и то и другое, предпочитают иметь превосходство как на глобальном, так и на региональным уровнях (см. Таблицу 2, а также в дополнение и для сравнения Таблицу 3, составленная на базе другого источника).

Таблица 2
Количественное соотношение военных сил в СВА в 1996 г.

 

Япония

КР

КНДР

Тайвань

КНР

РФ*

США/ Яп.

США/КР

7-й флот США

Виды воор. сил                  

Наземные силы

Численность (тыс. чел.)

Дивизии

 

152

13

 

550

22

 

1000

26

 

240

12

 

2200

96

 

190

15

 

22

1

 

28

1

 

ВМФ

Численность (тыс.чел.)

Водоизмещение (тыс. т)

Всего кораблей

 

 

 

349

160

 

25

147

200

 

 

 

106

740

 

30

220

380

 

 

 

1140

970

 

 

 

1500

650

     

 

 

660

60

ВВС

Всего боевых самолетов

510 490 610 430 5750 930 100 90 130

* Российские вооруженные силы на Дальнем Востоке.

Примечание. Силы США в Японии и КР = персоналу сухопутных сил плюс морская пехота. Боевые самолеты = самолеты ВМС плюс самолеты морской пехоты.

Ист.: Defense of Japan. Tokyo: Defense Agency, 1997, p. 34.

Таблица 3
Количественное соотношение военных сил в СВА в 1997 г.

  Япония КР КНДР Тайвань КНР РФ*
Виды вооруженных сил            

Наземные силы

Численность (тыс. чел.)

Танки

БМП

Артиллерия

147,7

1100

1040

800

560

2130

2490

4540

923

3500

3000

10600

240

100

1105

1475

2090

9700

6700

14500

 

5600

7000

5800

ВМФ

Численность (тыс.чел.)

Подлодки

Надводные корабли

Боевые самолеты

Боевые вертолеты

42,5

16

58

110

99

60

6

40

23

47

47

26

3

 

68

4

36

31

21

280

61

54

535

25

 

39

39

96

80

ВВС

Численность (тыс.чел.)

Всего боевых самолетов

Боевые вертолеты

44,1

368

99

 

52

461

 

85

607

52

402

470

3740

 

600

60

* Российские вооруженные силы на Дальнем Востоке.

Ист.: American National Security / Amos A. Jordan, William J. Taylor, Jr., and Michael J. Mazarr. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999, p. 368-369. Oaaeeoa ninoaaeaia aaoi?aie ia iniiaa: International Institute for Strategic Studies, The Military Balance, 1997/1998. London: Oxford University Press, 1997 p. 34.

Как они его добиваются, мы рассмотрим ниже. Но прежде вновь дадим слово главкому ВМФ России адмиралу В. Куроедову, который на вопрос корреспондентов “Интерфакс-АиФ” “Как, на ваш взгляд, изменилась оперативная обстановка вокруг России, скажем, за период с 1991-го по 1998 год? Появились ли какие-то новые моменты в действиях наших некогда вероятных противников?” отвечает: “Масштабы и количество “мероприятий”, которые проводили группировки военно-морских сил наших соседей, за это время практически не изменились. Можно лишь отметить, что районы проведения их учений приблизились к рубежам России. Так что никакого наращивания активности я не вижу. А что касается несения боевого дежурства у наших берегов, то здесь можно даже отметить некоторое снижение активности. Сейчас у нашего побережья стало появляться гораздо меньше атомных подводных лодок военно-морских сил США”.41

Ясно, что адмирал сводит свой ответ к активности только военно-морских сил наших соседей. Журналисты же ставят вопрос явно шире. Поскольку В. Куроедов уклонился от ответа, попытаемся восполнить вакуум, рассказав, что изменилось вокруг России. Предварительно представим информацию о вооруженных силах США на Тихом океане, которая дополняет разделы о военной безопасности из монографии “АТР: мифы, иллюзии и реальность”. Вот некоторые изменения в политике США, которые адмирал Куроедов не “заметил”.

В соответствии со Стратегической инициативой в Восточной Азии (East Asia Strategy Initiative /EASI/), одобренной в апреле 1990 г., на первой стадии модернизации (1990 - 1992 гг.) было прекращено действие американо-филиппинского договора о военных базах (на Филиппинах), откуда США вывели свои войска в ноябре 1992 г. На следующем этапе (1992 - 1995 гг.) предполагалось вывести американские сухопутные силы из Южной Кореи. Однако это решение было отложено до тех пор, пока не будет снята угроза и неопределенность с развитием ядерного оружия в КНДР. Наконец, в “Bottom-Up Review"42, утвержденном в сентябре 1993 г., было сказано, что “США продолжат нести свою обязанность по обеспечению безопасности Южной Кореи и будут содержать 100 000 военного персонала, в том числе сохраняя бригады морской пехоты в Японии и в составе 7-го флота”. Такие обязательства затем были подтверждены в Докладе по стратегии безопасности в Восточной Азии (East Asia Strategic Report /EASR/, февраль 1995 г.), затем в Японо-американской совместной декларации по безопасности (апрель 1996 г.), в Обзоре по национальной обороне /QDR/ (май 1997), наконец, в четвертой версии Стратегии безопасности Соединенных Штатов в Восточном Азиатско-Тихоокеанском регионе (The United States Security Strategy for the East Asia-Pacific Region. DOD, 25 Nov. 1998)

В результате на 1997 г. военный потенциал США в “АТР” выглядел следующим образом.

Армия (сухопутные войска) состоят из двух дивизий (около 51 тыс. чел.), одна из которых размещена на Гавайях, другая - в Южной Корее.

ВМС состоят из 7-го флота (зона ответственности - западная часть Тихого океана и Индийский океан), 3-го флота (восточная часть Тихого океана и Берингово море). Командование Тихоокеанского флота расквартировано на Гавайях.

Тихоокеанский флот имеет 120 основных кораблей водоизмещением в 1430 тыс. т, которые базируются на западном побережье США, на Гавайях, Японии, Гуаме и на острове Диего Гарсия.

Морская пехота в составе Тихоокеанского флота включает в себя две Экспедиционные бригады (корпуса) с персоналом около 66 тыс. чел. и 220 боевых самолетов, одна из которой дислоцирована на американском континенте, другая в Японии.

ВВС подчиняются командованию Тихоокеанских ВВС, расквартированных на Гавайях. Они состоят из 290 боевых самолетов и размещены в Японии, Южной Кореи и на Аляске.

Непосредственно в “АТР” размещено 29 тыс. армейского персонала, 60 кораблей, включая два авианосца, 140 боевых самолетов и 23 тыс. персонала в основном в Японии и на Гавайях.

В Японии также расквартирована бригада морских пехотинцев численностью около 22 тыс. чел. с 50 боевыми самолетами.

ВВС, размещенные в Японии и Южной Корее, состоят из 26 тыс. персонала и 190 боевых самолетов.43

Таковы некоторые количественные данные о военном потенциале США на Тихом океане.


39. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. - Российская газета, 26 декабря 1997 года.
40. Владивосток, 10 декабря 1996 г.
41. Интерфакс-АиФ, № 18, май 1998, с. 7.
42. The Report of the Bottom-Up Review, также как и the Report of the Quadrennial Defense Review (QDR) - Обзоры и программы по национальной обороне, публикуемые от имени министра обороны каждые четыре года под разными названиями.
43. Defense of Japan. Tokyo: Defense Agency, 1997, pp. 59-60.