Япония: комплексные экономические мероприятия
21 сентября 1998 г. МВФ объявил, что главная опасность для мировой экономики заключается в том, что Япония “может не справиться с финансовыми проблемами.” Подобная озабоченность вызвана весьма серьезной ситуацией, возникшей в японской экономике, прежде всего в ее финансовом секторе. По данным английского журнала “Экономист”, плохие долги японских банков составляют ориентировочно 30% ВВП Японии, резко сократился японский экспорт на восточно-азиатских рынках (на 45%), безработица подскочила до уровня выше 4% (а если придерживаться американо-европейских стандартов подсчета безработицы, то этот уровень будет соответствовать 8-10%), а ВВП в 1998 г. понизится на 2%.1
Анализ причин подобной ситуации широко представлен во множествах публикаций, причем наиболее спокойная тональность характерна, как ни странно, японским авторам.2
Япония в отличие от США не рассматривает свои экономические проблемы через призму концепций экономической безопасности. Это означает, что в Токио причины экономических неурядиц усматривают не в происках внешних врагов, а просчетах и ошибках самой Японии, т.е. собственного правительства и руководителей банков и компаний.
И все же, процесс выхода из критической ситуации на этот раз имеет два специфических момента, которые раньше не наблюдались в практике страны.
Раньше поисками мер по выходу из критических ситуаций обычно занималось правительство в сотрудничестве с основными экономическими организациями типа Кэйданрэн. На этот раз активное участие в решении проблем принимает, во-первых, правящая партия - ЛДП, предлагающая свой вариант выхода из финансового кризиса, во-вторых, и это впервые в истории Японии, все оппозиционные партии, включая КПЯ, объединились вокруг лидера ДПЯ (Демократическая партия Японии) Наото Кана и совместно выступили со своими рекомендациями в парламенте.
Второй момент, также необычный для Японии, связан с тем, что впервые в предложенном ЛДП “Комплексном плане финансового оздоровления” зафиксирован пункт, гласящий: “В процессе решения проблем обанкротившихся банков необходимо сделать так, чтобы менеджеры не брались на поруки, а уходили в отставку, а их деятельность стала бы предметом расследования в соответствии с гражданским и уголовным кодексом, а акционерам были возмещены потери”.3
Очевидно, что подобная практика крайне необходима для России, в которой виновники финансового кризиса не только не понесли никакого наказания, но даже и не выявлены.
Со второй половины 1997 г. и в первой половине 1998 г. японским правительством был принят ряд программ, среди которых уместно упомянуть “Big Bang” - программа реконструкции финансовой системы Японии, а также более общую программу под названием “Комплексные экономические мероприятия”, утвержденную 24 апреля 1998 г. На последней есть смысл остановиться чуть подробнее.
Ее общая цель выражается в трех задачах, призванных вернуть японскую экономику на путь скорого восстановления и создание здорового экономического общества с высоким потенциалом в 21 веке. Это потребует:
1) Реализацию решительных мер, направленных на повышение внутреннего спроса благодаря инвестициям в социальную инфраструктуру и сокращению налогов.
2) Решительных действий в сфере реформ по экономической структуре. Вышеупомянутые меры по расширению внутреннего спроса должны состоять из долгосрочных структурных реформ в целях улучшения базовых условий японской экономики. Экономические меры должны включить регулятивные реформы, чтобы усилить активность частного сектора и увеличить инвестиции на социальную инфраструктуру, которые являются обязательными в 21 столетии.
3) Решение проблем плохих займов, которые препятствуют экономическому восстановлению.
Основываясь на вышеупомянутой концепции, правительство осуществит следующие комплексные экономические мероприятия. Принимая во внимание размеры финансового бремени экономических мероприятий, налоговых сокращений и инвестиций в социальную инфраструктуру центральными и местными органами власти, предполагается потратить в целом около 12 трлн иен, в то время как сумма всех проектных расходов будет более 16 трлн иен, самая большая в истории. Закон о финансовой реконструкции будет пересмотрен решениями Конференции по финансово-структурной реформе. В несколько более развернутом виде программа Комплексных экономических мероприятий представлена Министерством иностранных дел Японии через Интернет следующим образом (ниже - перевод с английского):
I. Основная цель
Диагноз: Японская экономика стагнирует и этот процесс становится все более серьезным из-за последствий коллапса мыльной экономики и неблагоприятных условий как дома, так и за рубежом.
Чтобы приостановить этот
процесс, |
Эти меры должны:
- стимулировать внутренний спрос и реформы по структуре экономики;
- внести вклад в оздоровление и стабилизацию экономики Восточной Азии с помощью оздоровления японской экономики.
II. Повышение качества социальной инфраструктуры и сокращение налогов (12 трлн иен)
(1)
Улучшение социальной инфраструктуры действительно необходимые в 21 веке:
7,7 трлн иен ($61 млрд)
С упором на:
охрану окружающей среды
1,6 трлн иен ($12,4 млрд)
информацию, телекоммуникацию, науку и технологию
1,0 трлн иен ($7,8 млрд)
социальное обеспечение, медицину и образование
1,0 трлн иен ($7,8 млрд)
Крупномасштабное сокращение налогов, чтобы создать эффективный спрос немедленно:
более 4 трлн иен ($31 млрд)
временное сокращение налогов (индивидуальный подоходный налог и налог на жилье)
4 трлн иен ($31 млрд)
Политически ориентированное сокращение налогов (налоговые кредиты на инвестиции и строительство жилья)
около 300 млрд иен ($2,3 млрд)
денежные пособия
300 млрд иен ($2,3 млрд)
Экономический эффект от бюджетных вливаний - 2% номинального ВВП
(2) Для того, чтобы внедрить эти фискальные мероприятия, необходимо внести дополнения в Закон о фискальной структурной реформе.
(3) Пересмотреть налоги на корпорации и подоходные налоги:
Налоги на корпорации:
- налоги на корпорации должны быть установлены как можно быстрее в течение трех лет на уровне других стран.
Подоходные налоги и налоги на жилище:
- должен начаться комплексный пересмотр этих налогов.
(4) Другие мероприятия
Запланировать расширение общественных работ в 1998 ф. г.:
- более 81% общественных работ должно быть запланировано в первой половине финансового года (наибольший уровень за всю историю).
Использовать Частную финансовую инициативу (PFI) для стимуляции частного сектора в развитии инфраструктуры.
III. Содействие экономической структурной реформе
(1) Содействие экономической структурной реформе начать с дерегулирования: - определить сроки внедрения дерегулирования;
- культивировать деятельность капитала-рисковых предприятий;
- поддерживать мелкий и средний бизнес;
- гарантировать стабильную занятость;
- гарантировать внедрение финансовой реформы “Big Bang”.
Установление гибкой и творческой экономической структуры, соответствующей потребностям изменения
(2) Окончательно решить проблему плохих долгов:
- должен быть создан специальный комитет по проблемам плохих долгов;
- проблемы (продажи) земли и кредитов (на землю) должны решаться на базе предоставления дополнительной земли и активизации трансакций по покупке земли.
IV. Помощь азиатским странам
Поддерживать азиатские страны, столкнувшихся с экономическими проблемами; выделить для них 700 млрд иен ($5,4 млрд):
- поддержать финансирование торговли, увеличить займы по линии ОПР для содействия структурным экономическим реформам азиатских стран, поддержать программы человеческого развития;
- стимулировать мероприятия в отношении социально-уязвимых слоев;
- выделить Индонезии 600 тыс. т риса.
Отдельные мероприятия для поддержки азиатских стран
1. Поддержка финансирования торговли на основе “двухэтапных займов” Экспортно-импортного банка Японии.
2. Поддержка экономических реформ путем установления системы специальных процентных ставок в условиях чрезвычайного положения для правительственных иеновых кредитов с быстрым возвратом издержек.
3. Поддержка программ развития человеческих ресурсов, таких как подготовка кадров и отправка специалистов.
4. Поддержка в целях обеспечения таких потребностей как продовольствие и медикаменты (500 тыс. т риса в счет правительственного займа и 100 тыс. в качестве безвозмездной помощи).
По расчетам Агентства экономического планирования, принявшего наиболее активное участие в данной программе, реализация названных мероприятий приведет к росту экономики на 2% в следующем ф. г..4
* * *
Приведенная выше программа после апреля 1998 г. подвергалась различным уточнениям и корректировкам под контролем всех значимых госинститутов и общественных партий.
На данный момент преждевременно давать оценки эффективности принятых программ, поскольку они рассчитаны на три года. Кроме того, их успех или неуспех в немалой степени будет зависеть от общей экономической ситуации в мире, и даже не столько в Восточной Азии, сколько в Европе и особенно США.
Для России же предпринимаемые в Японии экономические мероприятия по выводу страны из финансово-экономического кризиса поучительны в том смысле, как они доводятся до широких слоев населения. Японцы в деталях осведомлены о всех программах правительства, включая детали финансирования по всем направлениям. Это позволяет японскому правительству находить взаимопонимание и поддержку со стороны населения.
1. The Economist 26 Sept. - 2 Oct. 1998. - Internet
2. Для примера см.: Акио Кавато. Горе от переизбытка или застой по-японски. Национальная служба новостей. 21 августа 1998 г.
3. Comprehensive Plan for Financial Revitalization (Second Report), July 2, 1998. - Internet
4. Comprehensive Economic Measures. MOFJ. - http://www2.nyyca.com:8010/infomofa/po;icy/economy/measure98/measures.html.