Глава вторая.
Военная безопасность России на Дальнем Востоке и
Тихоокеанский военный потенциал США
В официальном внешнеполитическом документе - Концепция национальной безопасности Российской Федерации - в разделе “Национальные интересы России” не указываются интересы страны на конкретных региональных направлениях. В следующем разделе - “Угрозы национальной безопасности Российской Федерации” также нет упоминаний конкретных стран, угрожающих безопасности России, равно как и "зон опасности” или очагов напряженности в Восточной Азии. Однако есть одно утверждение, которое может быть применимо и к Восточной Азии. В Концепции сказано: “Угрозой для национальной безопасности России в оборонной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность”.39
Известно, что мощной вооруженной группировкой в ВА является совокупный военный потенциал США и их союзников, прежде всего Японии и Южной Кореи. Хотя на официальном уровне военное присутствие США в регионе, весь комплекс американо-японских военных отношений перестал рассматриваться в антироссийском ключе, однако само наличие военных сил России на Дальнем Востоке, созданных в свое время, прежде всего, “под США и Японию”, сохраняет свою актуальность, на что намекает только что приведенная цитата из Концепции. Выражаясь яснее, Россия не сбрасывает со счетов потенциальную военную угрозу со стороны США и Японии. Вопрос теперь в том, насколько адекватен наш потенциал задачам обеспечения национальной безопасности восточных рубежей России.
Таблица 1
Эволюция военной мощи России на Дальнем
Востоке
Виды вооруженных сил |
1985 |
1989 |
1992 |
1996 |
Наземные силы Численность (тыс.чел.) Дивизии |
370 41 |
390 43 |
320 36 |
190 15 |
ВМФ Водоизмещение (тыс.т) Всего кораблей, в т.ч. Основные надводные Подводные лодки (вкл. атомные) |
1780 835 90 140 70 |
1900 840 100 140 75 |
2070 780 70 90 60 |
1550 660 55 60 45 |
ВВС Всего боевых самолетов Бомбардировщики Истребители |
2200 440 1600 |
2430 460 1700 |
1860 360 1330 |
900 130 450 |
Примечания: 1985 г. - начало “перестройки”; 1989 г. - наивысший пик военного потенциала ТОФ; 1992 г. - начало капиталистических реформ в России.
Ист.: Доклад японского института оборонных исследований (“Обзор стратегического положения в Восточной Азии 1996-1997”). - Экспресс-Информация ИДВ РАН. М, 1997, №12, сс. 75-76. Со ссылкой на издания УНО “Белая книга по обороне”.
Таблица 1 дает представление об абсолютных величинах наших вооруженных сил на Дальнем Востоке и динамику его количественного сокращения за период с 1985 г. по 1996 г. Данные в таблице перепечатаны с ежегодников УНО Японии. Другие справочники, не исключено, могут дать иные цифры. Однако их порядок, скорее всего не изменится.
Нынешний главком ВМФ России, в бытность командующий Тихоокеанского флота (ТОФ) адмирал В.И. Куроедов в интервью журналистам газеты “Владивосток” говорил: “Боевой состав ТОФ значительно сократился. Если в 1992 году Тихоокеанский флот насчитывал 335 боевых единиц, то в нынешнем году их осталось около 140. Численный состав военнослужащих сократился в 2 раза. ... Сейчас бюджет задолжал флоту около 2 триллионов (не деноминированных рублей - О.А.)”.40 О моральном состоянии было сказано следующее: “Не выдам секрета, если расскажу, что многие офицеры, приходя утром на службу, отмечаются и идут зарабатывать деньги. Такая ситуация есть.” (там же).
На фоне подобных цифр, и это, пожалуй, самое удивительное, на вопрос журналистов: ”Сейчас в зоне Тихого океана два мощных флота - наш флот и флот США. И сохранение между ними паритета - очень важная задача. Как вы считаете, несмотря на значительные сокращения ТОФ, может ли наш флот поддерживать этот баланс?” - адмирал Куроедов ответил: ”Не только может, но и поддерживает. И это признано всеми. Мы можем поддерживать ядерный паритет. Да, сравнительный анализ численности российского и американского флотов показывает, что баланс не в нашу пользу. Но мне кажется, надо России дать шанс жить здесь, в регионе, не числом, а умением (подч. О.А.)” (там же).
Если дело не в “числе”, а в “умении”, которое позволяет решать поставленные перед флотом задачи, непонятны сетования адмирала на долги правительства перед флотом. Тем более что на вопрос: “Как вы считаете, может ли Япония вступить в военно-политический союз с Россией?”, - адмирал отвечает: “Не исключено. В 1993 году было подписано первое соглашение между нашими странами “О предотвращении инцидентов на море”. Первый маленький шажок уже сделан. Впрочем, главный аспект, который мешает развитию отношений между Россией и Японией - проблема северных территорий, - до сих пор не устранен (подч. О.А.)” (там же).
Логика адмирала явно за пределами “разумной достаточности”. Отдадим “острова”, и Япония станет военно-политическим союзником России. Заодно в этот союз втянет и своего патрона - США. Ответы адмирала подталкивают также и к таким умозаключениям. Несмотря на уменьшение нашего военного потенциала почти вдвое (количественный баланс не в нашу пользу) ядерный паритет с США мы поддерживаем. Мы его поддерживали и до кардинального сокращения, т.е. к началу 90-х годов, хотя также уступали военному потенциалу США на Тихом океане. Может быть, мы сохраним этот паритет, сократив еще в два раза наш военный потенциал на Дальнем Востоке?
Безусловно, все зависит от того, как и что считать. Или мы начинаем анализировать совокупное военно-стратегическое соотношение сил - тогда одна калькуляция, или мы рассматриваем региональное соотношение сил, т.е. в районе Восточной Азии и Тихого океана. В таком случае будут другие расчеты. Американцы, считая и то и другое, предпочитают иметь превосходство как на глобальном, так и на региональным уровнях (см. Таблицу 2, а также в дополнение и для сравнения Таблицу 3, составленная на базе другого источника).
Таблица 2
Количественное соотношение военных сил в СВА в
1996 г.
Япония |
КР |
КНДР |
Тайвань |
КНР |
РФ* |
США/ Яп. | США/КР |
7-й флот США |
|
Виды воор. сил | |||||||||
Наземные силы Численность (тыс. чел.) Дивизии |
152 13 |
550 22 |
1000 26 |
240 12 |
2200 96 |
190 15 |
22 1 |
28 1 |
|
ВМФ Численность (тыс.чел.) Водоизмещение (тыс. т) Всего кораблей |
349 160 |
25 147 200 |
106 740 |
30 220 380 |
1140 970 |
1500 650 |
660 60 |
||
ВВС Всего боевых самолетов |
510 | 490 | 610 | 430 | 5750 | 930 | 100 | 90 | 130 |
* Российские вооруженные силы на Дальнем Востоке.
Примечание. Силы США в Японии и КР = персоналу сухопутных сил плюс морская пехота. Боевые самолеты = самолеты ВМС плюс самолеты морской пехоты.
Ист.: Defense of Japan. Tokyo: Defense Agency, 1997, p. 34.
Таблица 3
Количественное соотношение военных сил в СВА в
1997 г.
Япония | КР | КНДР | Тайвань | КНР | РФ* | |
Виды вооруженных сил | ||||||
Наземные силы Численность (тыс. чел.) Танки БМП Артиллерия |
147,7 1100 1040 800 |
560 2130 2490 4540 |
923 3500 3000 10600 |
240 100 1105 1475 |
2090 9700 6700 14500 |
5600 7000 5800 |
ВМФ Численность (тыс.чел.) Подлодки Надводные корабли Боевые самолеты Боевые вертолеты |
42,5 16 58 110 99 |
60 6 40 23 47 |
47 26 3 |
68 4 36 31 21 |
280 61 54 535 25 |
39 39 96 80 |
ВВС Численность (тыс.чел.) Всего боевых самолетов Боевые вертолеты |
44,1 368 99 |
52 461 |
85 607 |
52 402 |
470 3740 |
600 60 |
* Российские вооруженные силы на Дальнем Востоке.
Ист.: American National Security / Amos A. Jordan, William J. Taylor, Jr., and Michael J. Mazarr. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1999, p. 368-369. Oaaeeoa ninoaaeaia aaoi?aie ia iniiaa: International Institute for Strategic Studies, The Military Balance, 1997/1998. London: Oxford University Press, 1997 p. 34.
Как они его добиваются, мы рассмотрим ниже. Но прежде вновь дадим слово главкому ВМФ России адмиралу В. Куроедову, который на вопрос корреспондентов “Интерфакс-АиФ” “Как, на ваш взгляд, изменилась оперативная обстановка вокруг России, скажем, за период с 1991-го по 1998 год? Появились ли какие-то новые моменты в действиях наших некогда вероятных противников?” отвечает: “Масштабы и количество “мероприятий”, которые проводили группировки военно-морских сил наших соседей, за это время практически не изменились. Можно лишь отметить, что районы проведения их учений приблизились к рубежам России. Так что никакого наращивания активности я не вижу. А что касается несения боевого дежурства у наших берегов, то здесь можно даже отметить некоторое снижение активности. Сейчас у нашего побережья стало появляться гораздо меньше атомных подводных лодок военно-морских сил США”.41
Ясно, что адмирал сводит свой ответ к активности только военно-морских сил наших соседей. Журналисты же ставят вопрос явно шире. Поскольку В. Куроедов уклонился от ответа, попытаемся восполнить вакуум, рассказав, что изменилось вокруг России. Предварительно представим информацию о вооруженных силах США на Тихом океане, которая дополняет разделы о военной безопасности из монографии “АТР: мифы, иллюзии и реальность”. Вот некоторые изменения в политике США, которые адмирал Куроедов не “заметил”.
В соответствии со Стратегической инициативой в Восточной Азии (East Asia Strategy Initiative /EASI/), одобренной в апреле 1990 г., на первой стадии модернизации (1990 - 1992 гг.) было прекращено действие американо-филиппинского договора о военных базах (на Филиппинах), откуда США вывели свои войска в ноябре 1992 г. На следующем этапе (1992 - 1995 гг.) предполагалось вывести американские сухопутные силы из Южной Кореи. Однако это решение было отложено до тех пор, пока не будет снята угроза и неопределенность с развитием ядерного оружия в КНДР. Наконец, в “Bottom-Up Review"42, утвержденном в сентябре 1993 г., было сказано, что “США продолжат нести свою обязанность по обеспечению безопасности Южной Кореи и будут содержать 100 000 военного персонала, в том числе сохраняя бригады морской пехоты в Японии и в составе 7-го флота”. Такие обязательства затем были подтверждены в Докладе по стратегии безопасности в Восточной Азии (East Asia Strategic Report /EASR/, февраль 1995 г.), затем в Японо-американской совместной декларации по безопасности (апрель 1996 г.), в Обзоре по национальной обороне /QDR/ (май 1997), наконец, в четвертой версии Стратегии безопасности Соединенных Штатов в Восточном Азиатско-Тихоокеанском регионе (The United States Security Strategy for the East Asia-Pacific Region. DOD, 25 Nov. 1998)
В результате на 1997 г. военный потенциал США в “АТР” выглядел следующим образом.
Армия (сухопутные войска) состоят из двух дивизий (около 51 тыс. чел.), одна из которых размещена на Гавайях, другая - в Южной Корее.
ВМС состоят из 7-го флота (зона ответственности - западная часть Тихого океана и Индийский океан), 3-го флота (восточная часть Тихого океана и Берингово море). Командование Тихоокеанского флота расквартировано на Гавайях.
Тихоокеанский флот имеет 120 основных кораблей водоизмещением в 1430 тыс. т, которые базируются на западном побережье США, на Гавайях, Японии, Гуаме и на острове Диего Гарсия.
Морская пехота в составе Тихоокеанского флота включает в себя две Экспедиционные бригады (корпуса) с персоналом около 66 тыс. чел. и 220 боевых самолетов, одна из которой дислоцирована на американском континенте, другая в Японии.
ВВС подчиняются командованию Тихоокеанских ВВС, расквартированных на Гавайях. Они состоят из 290 боевых самолетов и размещены в Японии, Южной Кореи и на Аляске.
Непосредственно в “АТР” размещено 29 тыс. армейского персонала, 60 кораблей, включая два авианосца, 140 боевых самолетов и 23 тыс. персонала в основном в Японии и на Гавайях.
В Японии также расквартирована бригада морских пехотинцев численностью около 22 тыс. чел. с 50 боевыми самолетами.
ВВС, размещенные в Японии и Южной Корее, состоят из 26 тыс. персонала и 190 боевых самолетов.43
Таковы некоторые количественные данные о военном потенциале США на Тихом океане.
39. Концепция национальной
безопасности Российской Федерации. - Российская
газета, 26 декабря 1997 года.
40. Владивосток, 10 декабря 1996 г.
41. Интерфакс-АиФ, № 18, май 1998, с. 7.
42. The Report of the Bottom-Up Review, также как и the Report of the Quadrennial
Defense Review (QDR) - Обзоры и программы по национальной
обороне, публикуемые от имени министра обороны
каждые четыре года под разными названиями.
43. Defense of Japan. Tokyo: Defense Agency, 1997, pp. 59-60.